Изобразительное искусство в поэзии Державина
Таков, например, написанный Державиным портрет своей молодой родственницы Варюши:
Написал бы, как в диване
В голубом твоем тюрбане
Ты сидишь и, для красы
На чело спустя власы,
Всех улыбкою любезной
Вмиг умеешь полонить:
Должно быть душе железной,
Чтоб, взглянув, не полюбить.
Помимо схожего с оригиналом внешнего портрета, Державин удивительно точно отображает и внутренний мир героя, дает верную характеристику человеку, видны его внутренние противоречия, раскрыты затаенные качества.
Наиболее полно это отображено в многочисленных портретах
Потемкина:
Он мещет молнию и громы
И рушит грады и берет,
Волшебны созидает домы
И дивны праздники дает.
Там под его рукой гиганты,
Трепещут земли и моря,
Другою чистит бриллианты
И тешится, на них смотря…
То крылья вдруг берет орлины,
Парит к Луне и смотрит вдаль,
То рядит щеголей в ботины,
Любезных дам в прелестну шаль.
Здесь упомянуты и военные заслуги, и прихоти, отличавшие Потемкина: любовь его к бриллиантам, манера чистить их во время разговора, и щедрость его.
Наиподробнейшей характеристики был удостоен Л.А.Нарышкин, известный балагур и хлебосол, по прозвищу «шпынь», увековеченный Фонвизиным в «Вопросах сочинителю» Былей и небылиц»:
Лев именем – звериный царь,
Ты родом – богатырь, сын барский,
Ты сердцем – стольник, хлебодар,
Ты должностью – конюший царский,
Твой дом утехой расцветает,
И всяк под сень его идет…
Всегда жил весело, приятно
И не гонялся за мечтой,
Жалея о тех, кто жил развратно,
Плясал и сам под тон чужой…
Здесь сообщены имя и должность Нарышкина – он был обер-шталмейстером, отмечены его личные качества, а в последней строке звучит конкретный укор.
Затем, в «Объяснениях», Державин дополняет причину, послужившую упреком Нарышкину: «Он весьма умел угождать сильным людям и паче любимцам императрицы».
Т.о., в стихах Державина каждый раз описан именно определенный, конкретный, данный человек, со всеми особенностями его личной биографии и душевных качеств, которые замечает или о которых хочет сказать поэт.
Уменье увидеть, выделить и описать личные качества своих персонажей так, что они получали общее значение для всех людей этой категории, составляет большое достижение литературного мастерства Державина.
Характеристики, даваемые поэтом , не статичны. Они изменяются. Державин отмечает изменения на жизненном пути своих героев, сначала он думал о Екатерине одно – и написал «Фелицу», потом изменил свое мнение и стал критиковать поступки императрицы, о чем подробно рассказал в «Записках» – разочарованный неправосудием Екатерины 11, испытавший много огорчений в своих служебных делах, Державин с надеждою встретил нового императора - Павла 1.
В одном из стихотворений, помещенных в рукописном 7 томе сочинений Державина, поэт спрашивает, кого же должно дожидаться в лице Павла и отвечает:
Кого? Конечно, не инова,
Как соподвижника Петрова.
Но уже через один год Державин иначе оценил императора и в
оде «На новый 1798 год» заметил:
Блиставший на своем восходе
Не тмился ль часто в полдень Феб?
Впоследствии в «Объяснениях» он заявил, что «сия мысль относилась на императора Павла, который, в полудни своего царствования поступая неблагоразумно, заставлял всякого
думать, что царствование его скоро затмится».
В том же 1798 году Державин выставил и с прямым поучением, обращенным к царю. В стихах «На день рождения великого князя Михаила Павловича» он писал о том, что « мира царь – есть раб господень», что
Священна доблесть – право к власти,
Лишь правда – над вселенной царь, -
И , намекая на обстановку царствования Павла 1, заявлял:
Престола хищнику, тирану
Прилично устрашать рабов,
Но богом на престол воззвану
Любить их должно как сынов.
Державин боле не имел сомнений в том, что Павел был хищником и тираном на престоле, что он «поступал неблагоразумно» и что власть его не может продолжаться долго.
Поэтому Державин с радостию и надеждою встретил появление нового царя и в оде « На восшествие на престол Александра 1»(1801)писал:
Это интересно:
Комната А. С. Толстой
С 1894- го по 1897 года в этой комнате жили дочери Толстых или приезжавшими близкие. В дневнике С. А. Толстой 3 июля 1897 года есть запись: «Перешла сегодня в комнату Маши из своей спальни…» Поражает резкий контраст, который составляет эт ...
Александрийский маяк
Только одно из Семи Чудес Древнего мира несло в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию: Александрийский (Фаросский) Маяк. Он гарантировал для моряков безопасный возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был са ...
Цветочное оформление альпийской горки
Набор растений для альпийской горки может быть практически любым, разумеется, с учетом специфики этой формы цветника. Приведем лишь один вариант весеннего оформления:
1. Колокольчик карпатский.
2. Тюльпан превосходный.
3. Камнеломка.
...