Изобразительное искусство в поэзии Державина
Предвосхищен колорит будущего портрета Боровиковского.
Определяющим тоном выступает переливающееся зеленовато- жемчужными отсветами синее одеяние Екатерины, находящее отзвук и в голубых тонах неба и в гаснущем цвете зелени.
В портрете Левицкого 1783 года, как и в одах Державина, где воплощался просветительский идеал мудрой просвещенной правительницы, она уподоблялась «земной богине», представлялась «богоподобной» царицей Фемидой в воображаемом идеальном храме правосудия.
Необыкновенно пышное, усложненное аллегориями,
идеализированное изображение Екатерины создал в портрете 1792-93 годов Лампи, повторив его в 1794 году.
Этот стиль изображений соответствовал вкусам императрицы, он служил выражению импозантности и возвышенной величественности – того, что Екатерина желала иметь в своих портретах, призванных приподнимать ее над простыми смертными.
В «Евгению. Жизнь Званская» (1807) – последнем значительном, уже вполне архаичном по стилю и полном шероховатостей в слоге и все же мощном и самобытном по своей выразительности произведении Державина присутствуют удивительно наглядные, предметные и красочные описания.
С предельной достоверностью рисует он те или иные эпизоды и картины своей деревенской жизни, рассказывая, например, как « …к госпоже, для похвалы гостей,
Приносят разные полотна, сукна, ткани,
Узорны образцы салфеток, скатертей,
Ковров, и кружев, и вязани; »,
Как, гуляя, поэт зрит в скотнях, пчельниках или прудах,
«То в масле, то в сотах… злато под ветвями,
То пурпур в ягодах, то бархат – пух грибов,
Сребро, трепещуще лещами ;»
В его имении красят пряжу, когда
«…Иль как на лен, на шелк цвет, пестрота и лоск,
Все прелести, красы, берутся с поль царицы;
Сталь жесткая, глядим, как мягкий, алый воск,
Куется в бердыши милицы.»
В этих описаниях все точно, конкретно и законченно в своем материальном единичном бытии.
Так же и в портрете Боровиковского все эти ткани одежд и человеческая фигура в целом написаны с неотступной верностью их видимой телесной форме, и вместе с тем они неподвижно рисуются на нейтральном, по существу, отвлеченном фоне. Фигура выделяется из него, но при всей своей характерной выразительности воспринимается как нечто изолированное от среды, в себе самой замкнутое и статичное.
Портреты людей, созданные, написанные Державиным, отличаются сходством и верностью оригиналам.
Возвратимся к «Фелице». Так, заказывая Рафаэлю изображение Фелицы, Державин подробно намечает его:
Изобрази ее мне точно
Осанку, возраст и черты…
Это должен быть индивидуальный портрет, в котором сквозь
условный облик Фелицы проглядывает Екатерина 11:
Небесно-голубые взоры
И по ланитам нежна тень…
Коричными чело власами,
А перлом перси осени…
Одеяние на этом портрете также исторически достоверно.
Державин, как сообщает он в «Объяснениях», изображает Екатерину в кирасирских доспехах, надетых ею 28 июня 1762 года, когда она отправилась завоевывать престол «на белом добром коне и сама предводительствовала гвардиею, имея обнаженный меч в руке».
Фелица – просвещенная монахиня и в то же время частное лицо.
Автор тщательно описывает привычки Екатерины, ее образ жизни, особенности характера:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
Фелица оказывает покровительство торговле и промышленности, она «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию она смотрит как на «летом вкусный лимонад».
Портрет Александра 1, напротив, изображен Державиным без всяких атрибутов власти, а просто как частное лицо, не лишенное приятности в обхождении:
Белокур, голубоок,
Молод и лицом прекрасен,
Ростом строен и высок,
Тих, приветлив и приятен
Взору, сердцу и уму…
Все девушки, которых пишет уже стареющий Державин – Люсеньки, Верушки, Палаши, Параши – отличаются одна от другой присущими персонально каждой качествами.
Они не просто милы и обаятельны, а имеют свои собственные, индивидуальные и неподражаемые черты.
Это интересно:
«Говорящая архитектура»
Французский философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи Просвещен ...
Искусство Амарны - вершина развития египетского реалистического искусства
В начале 14 века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце - Атон. Фараон назвал себя Эхнатоном - "Духом Атона". Столица была перенесен ...
Представители риторики
Среди первых выдающихся представителей античной риторики называют Горгия (ок. 480 - 380 до н.э.), Лисия (435 - 380 до н.э.), Демосфена (ок. 384 - 322 до н.э.).
Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427 - ...