Изобразительное искусство в поэзии Державина
Боровиковскому надлежало, таким образом, не просто запечатлеть неповторимую личность Державина, но и рассказать о важности исполняемых им обязанностей. Показывая значительность его фигуры как государственного деятеля и поэта, художник прибегал к языку иносказаний и атрибутов, т.е. к тем опосредствованным приемам характеристики, которые применялись всякий раз, когда требовалось возвеличить портретируемого, создать его парадное изображение.
Во время службы в Петербурге, Державин сближается с литераторами и входит в дружеский литературный кружок, душой которого был Н.А.Львов. Интересы таких поэтов, как Капнист, Хемницер оказались близкими Державину. Поэты сблизились на почве недовольства существующей поэзией. Они были заняты поисками путей создания самобытной оригинальной поэзии. Многие поэты, связанные с Сумароковым, утрачивали вкус к оде и пытались найти себя в других жанрах. Херасков трудился над созданием героической поэмы «Россияда», которую создал в 1779 году. Богданович плодотворно работал над шутливой поэмой «Душенька» . Княжнин все силы отдавал драматургии.
Львов пропагандировал в дружеском кружке народную песню.
К 1790 году он выпустил специальный сборник русских народных песен (в него вошло, кроме нескольких позднегог происхождения мелодий, большое количество подлинных произведений народного певческого искусства), руководствуясь желанием понять неповторимое своеобразии этих старинных творений народа, в простом и строгом гармоническом складе которых он усматривал общность с древнегреческими песнопениями. В ближайшие за тем годы Львов создает собственные поэмы в народном духе («Русской», 1791; «Добрыня», 1796), где не только заимствует отдельные образы и мотивы былин, но и пытается применить принципы народного «вольного» стихосложения, котрое, по его мнению, ближе, чем классические формы стиха, подходит к особенностям русского языка и может внести в современную поэзию «больше гармонии, разнообразия и выразительных движений». Подобные искания были присущи и Радищеву («Бова», 1798-99). Они увлекли и Капниста, который в начале 1790-х годов задумал перевести безрифменными стихами оссиановскую поэму «Картон», а впоследсвии отстаивал правомерность употребления «размеров простонародной песни» для перевода «Илиады» Гомера.
Написанные Державиным в конце 1770-х годов стихотворения выдвинули его на первое место в кружке. В атмосфере недовольства традиционной поэзией, сочувствия друзей и родились три оды Державина в 1779 году( «Ода на смерть князя Мещерского» и ода «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока»). Державин принялся осваивать оду для воспроизведения окружающего мира – человека и окружающей его природы. С приходом Державина действительность начала свое вторжение в высокую поэзию.
В 1805 году, подводя итоги сделанному, Державин записал, что его поэзия есть «истинная картина натуры».
В 1782 году Державин пишет оду «Фелица». Напечатанная в начале следующего года в журнале «Собеседник любителей российского слова», она стала литературной сенсацией, этапом в развитии русской поэзии. По жанру это была как бы типичная похвальная ода. Еще один, никому не известный поэт хвалил Екатерину 11, но «хвала» была неслыханно дерзкой, не традиционной, и не она, а что-то другое оказалось содержанием оды, и это другое вылилось в совершенно новую форму. Успех оды Державина – в отступлении от правил, от следования образцам; он не берет «взаймы» восторг, но выражает свои чувства в оде, посвященной императрице.
Под именем Фелицы Державин изобразил императрицу Екатерину11. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра « Сказка о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы ( от латинского felicitos – счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.
Это интересно:
Хуан-ди
Как многие мифологические персонажи Китая, это божество имеет несколько разных обличий, подчас не связанных между собой, во всяком случае явно. Даже имя его толкуют по-разному: "Желтый государь" или "Блестящий государь" ...
Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...
Архитектура строгого классицизма 1780-1800 гг
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок ...