Изобразительное искусство в поэзии Державина
Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью.
Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) – по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню. Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями – и в оду вторгается сатира. По законам классицизма недопустимо смешение жанров: бытовые детали и сатирические портреты не могли появляться в высоком жанре оды. Но Державин и не соединяет сатиру и оду – он преодолевает жанровость. И его обновленная ода только чисто формально может быть отнесена к данному жанру оды : поэт пишет просто стихи, в которых свободно говорит обо всем, что подсказывает ему его личный опыт, что волнует его разум и душу.
«…Истинный поэт находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону, его дело наводить на все живые краски, привязывать ко всему остроумную мысль… показывать оттенки, которые укрываются от глаз других людей…» (Карамзин , «Аониды» ).
Эти то «обыкновенные вещи» и «оттенки» природы и увлекали сейчас все более Державина. Воспевание радостей жизни, картины семейного частного быта и яркие образы природы наполняют его поэзию, определяют новое направление в его творчестве.
В произведениях поэта Державина и художника Боровиковского сходен колорит.
Боровиковский в своем произведении – портрете Екатерины 11 также запечатлевал « обыкновенную» сцену и подлинную, невыдуманную природу.
Он представил императрицу пожилой женщиной в теплом салопе, идущей по аллее царскосельского парка в сопровождении левретки. Насколько все изображенное соответствовало действительности и было порождено реальными впечатлениями от жизни, подтверждают стихи с описанием быта Царского села и объяснения к ним Державина.
Летом 1793 года поэт жил в качестве секретаря Екатерины в Царскосельском Дворце.
Под вечер, пишет он о себе в третьем лице, Державин «вышел в
Сад , где по обыкновению в сем часу нашел императрицу прогуливающейся. Она под тению дерев сидела, несколько задумавшись».
В позднейшем стихотворении поэта «Развалины»(1797), написанном под влиянием элегических воспоминаний, возникших у поэта при виде опустевшего Царского Села, Державин, хотя и в условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, рисует меткими живыми штрихами когда-то виденную им сцену :
« А тут прекрасных нимф с полком
В прогулку с легким посошком
Ходила…
По мягкой мураве близ вод…
На восклицающих смотрела
Поднявших крылья лебедей.
На памятник своих побед
Она смотрела: на Алкида,
Как гидру палицей он бьет…»
Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского (оригинал портрета находится в Третьяковской Галерее) : и «легкий посошок» , с которым идет Екатерина «близ вод», и «мягкая мурава» на аллее, и лебеди, и памятник
«Алкиду» – А.Г.Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя.
В более раннем стихотворении «Прогулка В Сарском селе (1791) под пером Державина воскресают и прекрасные картины Царскосельского парка. Поэт со своей «Пленирой» проплывает в лодке:
« И как между столпов
И зданиев Фемиды,
Сооруженных ей
Героев росских в славу,
При гласе лебедей,
В прохладу и забаву,
Вечернею порой
От всех уединяясь,
С Пленирою младой
Мы, в лодочке катаясь,
Гуляли в озерке;»
Он видит, как на «стекляны воду» повсюду «вечернею порой» ложится «длинна тень», за лодкой летит «жемчужная струя», «сребром сверкают воды», небо и здания покрываются «багряным златом».
Это интересно:
Искусство среднего царства
Около 24 века до н.э. Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. В 21 веке вновь началась борьба за объединение. Фиванские правители Юга снова объединили Египет, однако они не смогли окончательно подчинить себе н ...
Армия Инков
До прихода испанцев это была самая сильная и самая многочисленная армия в Южной Америке. Каждый мужчина в возрасте от 25 до 50 лет должен был отбывать воинскую повинность в течении пяти лет. Инки могли в короткий срок собирать армию в дес ...
Культура как форма трансляции социального опыта общества
Культура доносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое, но унаследованное, освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена, меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучит ...