Изобразительное искусство в поэзии Державина
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший…
…А там – вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает…
…А там – на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный,
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Иэбавила тебя от смери,
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска…
«Проснися, сибарит!» – негодует Державин, а в заключении указывает истинные обязанности государственных сановников:
…Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться,
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять – и правду говорить.
Положительные герои для Державина – полководцы Румянцев и Суворов.
Самое видное место в галерее портретов Державина занимает Суворов.
Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, его индивидуальный портрет. Это именно Суворов, со всеми присущими ему и только ему привычками и особенностями поведения.
Когда увидит кто, что в царском пышном доме
По звучном громе Марс почиет на соломе,
Что шлем и меч его хоть в лаврах зеленеют,
Но гордость с роскошью повержены у ног…
Суворов поселился в Таврическом дворце, но не изменил своим солдатским привычкам – спал на полу на охапке сена, рано вставал - и спартанский образ жизни его в Таврическом , роскошном, дворце и отметил Державин в данном стихотворении.
В другом стихотворении «Снигирь,1800», Державин пишет о персональных свойствах Суворова:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари,
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари,
Тысячи воинств, стен и затворов,
С гордостью россиян все побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать…
Поэт говорит о чертах личности полководца Суворова, о его системе физической закалки, необходимой военному человеку, о бытовом укладе полководца, о выработанной Суворовым Манере прикрывать свой ум шутками и чудачествами.
В своей характеристике Суворова Державин подчеркнул момент единения полководца с армией, обеспечение сознательного выполнения его приказаний .
«Солдат должен знать свой маневр» , - любил говорить Суворов, и эта замечательная черта была отражена Державиным в оде» На переход Альпийских гор» (1799):
Друзья! – он говорит, - известно,
Что нет теперь надежды вам,
Кто вере, чести друг неложно,
Умреть ли победить здеь должно»
Державин был одним из немногих людей 18 века, который подобно Суворову, всегда помнил о солдате и уважал его.
В стихотворении «Заздравный орел» (1795):
О! Испослать, ребяты,
Вам, русские солдаты!
Что вы неустрашимы,
Никем непобедимы:
За здравье ваше пьем.
Подвиги Суорова превращают его в былинного богатыря, Державин обращается к народной поэзии:
Ступит на горы – горы трещат,
Ляжет на воды – воды кипят,
Граду коснется – град упадет,
Башни рукою за облак кидает,
Дрогнет природа, бледнея пред ним,
Слабые трости щадятся лишь им.
Белинский говорил о Державине: «Можно сказать, что в творениях Державина ярко отпечатлелся русский 18 век.»
Мы имеем в Державине великого гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины 11.
Это интересно:
Основные этапы творчества
В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа:
1) 1904-1928: время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями;
2) 1928-1947: период программного сюрреалистич ...
Крамской Иван Николаевич
Портретист, исторический живописец, рисовальщик. Родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушеро ...
Специфические черты
Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональ ...