История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Статьи » История культурно-экономического развития Адыгеи с древнейших времён до наших дней

Страница 6

Значительных высот достигло кузнечное дело, в нём уже существовала специализация. Одни ремесленники изготовляли ружья, другие – пистолеты, третьи – холодное оружие. Ювелиры славились тончайшим искусством украшения рукоятей пистолетов, шашек, ножен кинжалов, стволов и прикладов ружей. Значительное развитие у адыгов имело прикладное искусство. Из кости изготавливали рукоятки кинжалов, сабель и ножей. Из бычьих рогов – бокалы, украшенные серебром и золотом. Распространены были резьба по кости и по дереву, которой украшались оконные наличники, мебель.

Достигла успехов и художественная обработка металлов: литьё, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Наибольшее распространение в ювелирном искусстве имела техника чернения серебра. Чернь применяли для украшения поясов, нагрудников, колец, браслетов и других ювелирных изделий.

Особо широкое распространение у адыгов имело оружейное искусство. Адыгское оружие, отличавшееся прекрасными боевыми качествами и красивой отделкой, пользовалось большой славой за пределами Черкесии. Высоко ценили его и в России. Во время Кавказской войны и русские офицеры, и казаки охотно его покупали и носили. Опасность, которая постоянно подстерегала адыгов, вынуждала их всегда быть в полном боевом вооружении. Неудивительно, что адыги любили оружие, ценили его выше золота и серебра, гордились им.

А. С. Пушкин писал в “Кавказском пленнике”:

“Черкес оружием обвешен:

Он им гордится, им утешен:

На нём броня, пищаль, колчан,

Кубанский лук, кинжал, аркан

И шашка, вечная подруга

Его трудов, его досуга”…

Красивая и удобная одежда адыгов тоже пользовалась большим успехом на рынке. Её переняли казаки, а во время Кавказской войны надевали её и русские офицеры. Печорин в романе “Герой нашего времени” называл черкесскую одежду “благородной боевой одеждой” и гордился тем, что “в черкесском костюме верхом он больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы”. Носил её и герой очерка Лермонтова “Кавказец” – русский офицер, долго служивший на Кавказе, друживший с мирными черкесами, полюбивший их “жизнь простую и дикую”, понявший “вполне нравы и обычаи горцев”…

Современный адыгский поэт И. Машбаш писал о черкесской одежде:

“Хотя черкеска по мне сшита,

Всему Кавказу подошла”.

Адыгские мастера умели делать также войлочные ковры и красивые циновки, украшая их узорами из геометрических фигур.

Но позже, во второй половине 19 – начале 20 века, под воздействием товарно-денежных отношений и вовлечения экономики адыгов во всероссийский рынок производство оружия и другие виды домашних ремёсел и промыслов ( ювелирное, керамическое, кожевенное, седельное, золотошвейное и прочие) пришли в упадок, так как не могли конкурировать с более дешёвыми привозными фабричными и заводскими товарами. Сохранились лишь плетение циновок, кузнечное ремесло, производство кинжалов, ибо это оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма, и некоторые отрасли деревообделочного производства.

Внешняя торговля развивалась успешно. Главными партнёрами адыгов в 18 – первой четверти 19 века были Турция и Крымское ханство. Из Черкесии в Турцию вывозились крупный и мелкий рогатый скот, масло, сало, кожа, пушнина, лошади. Одной из важных статей крымско-османской торговли оставалась работорговля. Ежегодно до 3000 и более вывозились с адыгского побережья Чёрного моря.

По мере укрепления позиций России на Северном Кавказе возрастала и её роль в товарообороте адыгов. В 18 веке важнейшими центрами русско-черкесской торговли были Кизляр и Моздок. В начале 19 века обмен товарами шёл вдоль всей Кавказской линии от устья реки Терека до устья реки Кубани, причём, согласно утверждённым Александром I “Правилам для торговых сношений с черкесами и абазинцами” (1821 год), горские товары принимались без обложения налогами. К 1845 году существовало 10 меновых дворов, куда горцы привозили скот, сукно, бурки, черкески, мёд, зерно и др., а взамен получали холсты, ткани, вино, сталь, железо и соль. Другой формой русско-адыгской торговли были ярмарки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Это интересно:

Развитие парикмахерского искусства в России
Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена. В Древней Руси самая распространенн ...

Иконография Богоматери
Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции: Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками. Богоматерь «Велика ...

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация
В исследованиях по лингвистической прагматике выделяют следующие единицы общения: речевое событие, речевую ситуацию и дискурс. Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текст ...