Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века
В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителей высшего дворянства. Известны также загородные сады отдельных помещиков для избранной публики: Аптекарский, или Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском острове; в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы; тут же находился трактир, где посетителей угощали напитками и различными блюдами; Каменный остров с увеселительным садом в голландском стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина. Известен был также и сад гофмаршала Елагина. Здесь в праздничные дни играла музыка, выступали артисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающих обедом и ужином.
Некоторые богатые помещики устраивали праздники для друзей в своих садах, ничуть не отличавшиеся от императорских. Так, например, некто Ганин тратил на проведение вечера не менее пяти тысяч рублей. По его приказу создавались из зелени и цветов множество беседок, храмов и других замысловатых строений. Крепостная прислуга была загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров. Кругом играла музыка, горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались фейерверки. Многие помещики, давая такие представления за счёт средств, полученных в кредит, часто не думали о расплате. Это порой заканчивалось для них трагически.
Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер. “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.
Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:
“В концертном зале:
Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;
Дуэт тенора и баритона;
Виртуозы игры на цимбалах;
Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.
В театре:
Полковые песенники, плясуны и музыканты;
Гимнастические упражнения;
Бальный оркестр г.Шлецингера”.
Репертуар 1853 года:
“ В концертном зале:
Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;
Тирольские певцы;
Соло-флейтист;
Трио в составе сопрано, тенора и баритона;
Дуэт на концертино;
Па-де-де и вариации из балета;
Акробатические упражнения;
Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.
В эстрадном театре:
Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;
Фокусник-трансформатор;
Гимнастические представления;
Атлетические упражнения;
Аттракцион: группа арабов-кабилов - скачки, игры и соревнования в единоборстве.”
Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.
В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте егобыл сооружён новый.
Это интересно:
Степь как одна из стихий русской природы
Не менее важна для русской ментальности и степь. " .Степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном гориз ...
Социально-политическая культура Древней Греции
На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем про ...
Буддизм и культурные достижения Китая
«В чем суть буддизма?»
«Пока не постигните, не поймете».
Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на ...