Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Статьи » Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Страница 2

В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителей высшего дворянства. Известны также загородные сады отдельных помещиков для избранной публики: Аптекарский, или Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском острове; в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы; тут же находился трактир, где посетителей угощали напитками и различными блюдами; Каменный остров с увеселительным садом в голландском стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина. Известен был также и сад гофмаршала Елагина. Здесь в праздничные дни играла музыка, выступали артисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающих обедом и ужином.

Некоторые богатые помещики устраивали праздники для друзей в своих садах, ничуть не отличавшиеся от императорских. Так, например, некто Ганин тратил на проведение вечера не менее пяти тысяч рублей. По его приказу создавались из зелени и цветов множество беседок, храмов и других замысловатых строений. Крепостная прислуга была загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров. Кругом играла музыка, горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались фейерверки. Многие помещики, давая такие представления за счёт средств, полученных в кредит, часто не думали о расплате. Это порой заканчивалось для них трагически.

Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер. “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.

Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:

“В концертном зале:

Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;

Дуэт тенора и баритона;

Виртуозы игры на цимбалах;

Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.

В театре:

Полковые песенники, плясуны и музыканты;

Гимнастические упражнения;

Бальный оркестр г.Шлецингера”.

Репертуар 1853 года:

“ В концертном зале:

Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;

Тирольские певцы;

Соло-флейтист;

Трио в составе сопрано, тенора и баритона;

Дуэт на концертино;

Па-де-де и вариации из балета;

Акробатические упражнения;

Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.

В эстрадном театре:

Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;

Фокусник-трансформатор;

Гимнастические представления;

Атлетические упражнения;

Аттракцион: группа арабов-кабилов - скачки, игры и соревнования в единоборстве.”

Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.

В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте егобыл сооружён новый.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Фрейдомарксизм Э. Фромма
Учение Эриха Фромма (1900-1980) возникло на основе синтеза фрейдистских, марксистских и экзистенциалистских идей. Свои взгляды Фромм характеризовал как "радикальный гуманизм", "диалектический гуманизм", "гуманисти ...

Культура в годы первой русской революции
Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые п ...

Значение принятия христианства для отечественной культуры
Как же повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? "Русь приняла крещение от Византии, - пишет Г. Флоровский. - И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в опре ...