Имена и судьбы ростовских архитекторов
Нам не узнать теперь какие же чувства испытывал Игорь Петрович в связи с тем, что остался безымянным в истории строительства Дворца Труда. Но опыт он приобрел, и имя его зазвучало в архитектурной среде Ростова.
В 1928-1929 годах он, будучи сотрудником СКОПС СКЖД, а также техником жилсоюза4, стал проектировать жилые дома квартала железнодорожников в Ростове. В частности, по его проекту в 1934 году были введены в строй два жилых здания по ул. Верхней Нольной, в одном из которых он получает 3-х комнатную квартиру4.
В 30-е годы Игорь Петрович - в расцвете своих творческих и физических сил. В 1934 году его пригласили работать по совместительству в проектное бюро строительства драматического театра в Ростове.
Известно, что здание Ростовского драматического театра строилось по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха (впоследствии тоже академика). Однако, интерьеры театра разрабатывали ростовские архитекторы. Об этом в современной литературе мы можем прочитать следующее: «Авторы проекта вместе с начальником строительства А.М. Стамблером, архитектором Л.Ф. Эбергом, инженерами и рабочими совершенствовали свои замыслы»6.
И опять встречается имя Л.Ф. Эберга и нигде не упоминается И.П. Смирнов. Между тем, документы свидетельствуют о том, что Игорь Петрович активно работал в проектном бюро на строительстве драмтеатра.
В семейном архиве сохранились, сделанные его рукой, рисунки интерьера театра, которые были в точности использованы при строительстве здания театра. Иллюстрированным свидетельством тому являются уникальные книги, изданные в Ростове в 1935 и 1936 годах. Эти редкие издания хранятся в краеведческом отделе Донской публичной библиотеки7.
А также документы, которые сохранила Ольга Игоревна Смирнова в своей семье. Вот они: Копия Распоряжения № 126 по Стройотделу СКЖД от 28 сентября 1934 года8 и черновые записки самого Игоря Петровича по поводу указанного распоряжения. Они свидетельствуют о том, что И.П. Смирнов будучи работником Управления Северо-Кавказской железной дороги был приглашен в проектное бюро строительства гортеатра по совместительству, которое в те годы расценивалось не иначе, как взяточничество со всеми вытекающими отсюда последствиями: за совместительство полагалась статья 116 Уголовного Кодекса. Игорю Петровичу был вынесен строгий выговор с занесением в личное дело. Начальник стройотделва СКЖД Кальнин 28.09.34 г., подписав это Распоряжение потребовал от Смирнова прекращения участия в строительстве театра. Судя по черновым запискам Игоря Петровича руководство проектными работами театра этого не допустило. В Управление СКЖД поступило ходатайство, подписанное ответственными руководителями с просьбой оставить архитектора Смирнова на строительстве театра по совместительству.
Интересно мнение самого Игоря Петровича об этой работе:"работать по проектированию на такой исключительно в архитектурном и техническом отношении стройке выпадает далеко и далеко не каждому архитектору. Работать под руководством таких мастеров как академик Щуко и профессор Гельфрейх в сотрудничестве с архитектором Эбергом и является для меня и честью и огромной школой. Разработка проекта театра . в отношении наружной и внутренней архитектуры его является широчайшим полем . и фактом моей творческой биографии [неразборчиво], поэтому оставление работы по строительству гортеатра явилось бы для меня величайшей потерей и я хотел бы оказать[ .]. На основании вышеизложенного прошу сложить с меня взыскание как недостаточно обоснованное, а также не препятствовать моей дальнейшей работе по проектированию гортеатра во внеурочное время. Полагаю, что опыт и навыки, приобретенные мною на этой работе могут пригодиться для моей работы на железной дороге. Просьбу строительства гортеатра о нечинении мне препятствий к дальнейшей работе в Проектном бюро строительства прилагаю".
Это интересно:
Экстремизм в молодежной среде
В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением матери ...
Творчество Тициана
Творческое наследие Тициана огромно: это около 120-130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, алл ...
Романсеро
Предания и легенды о крушение вестготского королевства носили на себе печать двойственного влияния: арабского и христианского (северные провинции). Примешивались и отголоски европейской рыцарской интерпретации. Одна из легенд о далёких тр ...