Имена и судьбы ростовских архитекторов
С этих пор жизнь молодого архитектора становится зависимой от разных обстоятельств, и, прежде всего, от исторических событий, в которые он был вовлечен волею судьбы.
1918 год . В России началась гражданская война. Мир разделился на красных и белых. Вот как сам вспоминает события тех лет И.П. Смирнов: «От призыва в старую армию я был освобожден, как белобилетник, и весной 1918 года я поступил практикантом на 7-ю дистанцию службы пути бывшей Владикавказской ж.д. С этого момента начинается моя самостоятельная трудовая жизнь. В январе 1919 года я тяжело заболел сначала возвратным, а затем и сыпным тифом. Вместе со мной заболели и мои родители. Мать моя умерла во время самой болезни, а отец - после тяжелых осложнений»3.
Надо сказать, что в своей Автобиографии, написанной в Ростове 15 января 1942 года, т.е. в период между двумя оккупациями города, Игорь Петрович слукавил, говоря о том, что отец его умер.
Это была «ложь во спасение». Чтобы понять и не осудить за нее Игоря Смирнова, необходимо вспомнить какое это было время для русской интеллигенции. Правда о себе и своей семье могла стоить жизни.
На самом деле в семье его дочери О.И. Смирновой сохранились письма из Парижа 1934 года, из которых становится понятным, что Петр Федорович не умер: в 1920 или 1921 году он эмигрировал во Францию с двумя дочерьми, Ольгой и Людмилой. Ольга (1897 года рождения) с 1918 года училась в Ростовской консерватории, а Людмила (1899 года рождения) - в Варшавском /Ростовском/ университете на медицинском факультете. Связь с сестрами у Игоря Смирнова продолжалась в переписке, письма из Парижа от Ольги (эта сестра была ему особенно близка) приходили в Ростов и в 30-е годы. А в 1935-м году Игорь Петрович назвал именем любимой сестры свою дочь.
Вот почему всего этого не прочесть за скупыми строчками Автобиографии.
«Еще не оправившийся от болезни, я был перевезен родственниками в город Майкоп, - рассказывает далее Игорь Петрович. - Восстановив свои силы, я поступил в том же 1919 году на должность техника в Майкопскую городскую управу, откуда с приходом Красной армии автоматически перешел в коммунальный отдел Ревкома, а затем - в отдел государственных сооружений Совнархоза»3.
Почему же Игорь Смирнов не покинул Россию вместе со своими родными?
Он был молод, полон надежд, ему хотелось участвовать в строительстве новой жизни. Он был уверен, что только на Родине он сможет осуществить свою мечту и стать архитектором. Думается, он был искренен в своем восприятии действительности начала 20-х – ЗО-х годов. Из истории известно, в частности по документальным кинолентам, о том, что люди верили, что своими руками они строят новый мир, новую Советскую Россию.
К тому же в Майкопе Игорь Смирнов влюбился в подругу своей двоюродной сестры. Вот как эти события личной жизни отражены в Автобиографии:
«В 1921 году, желая закончить свое образование, я поступил в Майкопский институт сельскохозяйственной мелиорации. К тому времени я уже был женат, и мы с женой имели ребенка. Чрезвычайные продовольственные затруднения того времени и личные склонности толкнули меня на занятия сельским хозяйством, и с 1922 года я стал работать в коллективном сельском хозяйстве в юрте станицы Курджипской б. Кубанской области, участвуя в нем, я и моя жена, своим личным трудом»3.
«В действительности, жена Игоря Смирнова Вартануш Еремеевна Мнацаканова была дочерью богатого армянина. Ее отец имел плантации табака, хотя жил аскетически скромно и так же воспитывал своих детей», - рассказывала Ольга Игоревна Смирнова. Молодые жили и работали на его земле. В 1928 году у дедушки все отняли».
Вместе со своей семьей, женой и сыном Георгием в 1926 году он переезжает в Ростов-на-Дону, любимый город своего детства и юности. В проектном бюро СКОПСа при Управлении Северо-Кавказской железной дороги Смирнов занимает должность архитектора. По линии Северо-Кавказского округа путей сообщения (вероятно, так расшифровывается аббревиатура СКОПС) он много ездит по стране, принимает участие в проектировании гражданских зданий в Сталинграде (Волгограде), Таганроге, Сочи, Макопсе, и, конечно, в Ростове-на-Дону.
Это интересно:
Общественно-политическая мысль Древней Руси
В отечественной историографии общественное сознание Древней Руси изучено очень неравномерно. Исследование древнерусских идеологий являлось одной из немногих сфер исторической психологии, работа над которыми была ознаменована значительными ...
Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
Но цинизм приобретает для нас отрицательный смысл только тогда, когда мы ставим нравственный закон выше "естества". Именно он является естественным для человека. И этим человек отличается прежде всего от животных: животные не зн ...
Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
Если роль и язычества и Византии в развитии культуры на Руси, становлении ее государственности обстоятельно изучены наукой, то за Скандинавией осталось все еще много неясного и дискуссионного. Здесь и присутствие на Руси в IX-Х вв. сканди ...