Казань - культурный центр России

Статьи » Казань - культурный центр России

Страница 2

Театр открылся зимой того же года гастролями итальянской оперной труппы из Петербурга. Были даны популярные тогда оперы “Лючия” и “Любовный напиток” Доницетти, “Сомнамбула” Беллини, “Севильский цирюльник” Россини. Театр был городской собственностью и управлялся дирекцией.

Расцвет Казанского оперного театра начинается с 1874 года, когда театральное дело возглавил талантливый антрепренер, режиссер, подлинный собиратель русской сцены Петр Михайлович Медведев. Он работал в Казани 20 лет, получив прозвище “Медведев-Казанский”, написал здесь интересные мемуары. Это была высокохудожественная натура, прошедшая через многие испытания и соблазны театрального дела. В этом отношении его имя должно стоять рядом с С. Мамонтовым, П. Третьяковым, А. Бахрушиным.

До конца 80-х годов Медведев поставил около 30 зарубежных и почти все русские оперы, среди них “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Глинки, “Русалка” Даргомыжского, “Опричник” и “Евгений Онегин” Чайковского, “Демон” Рубинштейна.

Медведева сменил другой организаторский талант – М. М. Бородай, своеобразный “менеджер” театрального дела. При Медведеве и Бородае сложилась гибкая система театральных сезонов, так называемая “Казанско-Саратовская ось”.

Оперный репертуар расширился стремительно, в сезон было до 10 премьер, певцы работали с предельной нагрузкой. В целом такая система просуществовала до октябрьских событий 1917 года. Число поставленных на казанской сцене опер составило внушительную цифру – 138. Это был рекордный результат: шло 4 оперы Беллини, 8 (!) опер Верди, в том числе “Аида”, “Травиата”, “Риголетто”, “Дон Карлос” (впервые в России); 6 опер Доницетти, главные оперы Пуччини (“Богема”, “Тоска”, “Чио-Чио-Сан”), все 8 опер Чайковского.

В 1917 году театр сгорел. В огне были уничтожены громадная нотная библиотека, сотни костюмов, реквизит – труппа распалась. Долгие годы руины здания высились на площади Свободы. Наконец в конце 20-х годов площадь была очищена, там разбили сквер. Оперная жизнь продолжалась главным образом за счет приезжих трупп из Москвы, Самары, Перми, и то в летнее время.

В 1939 году открылся Татарский академический театр оперы и балеты. Новый театр продолжил славные художественные традиции, но стал принципиально новым музыкально-театральным организмом, деятельность которого была направлена на создание национального татарского репертуара, на подготовку и совершенствования татарского оперного исполнительства. Впервые в Казани стала функционировать татарская балетная труппа. В первые 16 лет спектакли шли в здании театра им. Качалова и в нынешнем театре им. Тинчурина на ул. Горького, причем в последнем помещалось сразу 3 труппы. Обычно распорядок был такой: день – опера, день – балет, день – спектакль татарского театра им. Камала. Жили дружно, театр был всегда полон.

В 1956 году было построено новое (современное) здание театра и ему была присвоено имя Мусы Джалиля – национального героя татарского народа, поэта, драматурга, либреттиста, в первые годы руководившего литературной частью театра.

В целом театр оправдал свою творческую миссию. На его сцене было поставлено 17 опер и 11 балетов на музыку композиторов Татарстан, театр не просто являлся постановщиком, его режиссеры, дирижеры, артисты являлись фактически соучастниками творческого процесса композитора либреттиста, театр стимулировал и направлял их работу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Ислам и искусство
При анализе исторического взаимодействия искусства и ислама особенно наглядно видна общеисторическая закономерность развития духовной, и в особенности художественной культуры. В этом процессе постоянно сталкиваются, взаимодействуют, взаим ...

Поздние работы
Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе н ...

Традиции и новаторство в храмовой архитектуре Реймса
В церквях Реймса, тесно связанных с французской монархией, происходило характерное слияние старого и нового. Отличный пример этого процесса - собор в Реймсе, где совершались коронации и помазания королей Франции. Здесь, как и в Сен-Дени, ...