Казань - культурный центр России
Театр открылся зимой того же года гастролями итальянской оперной труппы из Петербурга. Были даны популярные тогда оперы “Лючия” и “Любовный напиток” Доницетти, “Сомнамбула” Беллини, “Севильский цирюльник” Россини. Театр был городской собственностью и управлялся дирекцией.
Расцвет Казанского оперного театра начинается с 1874 года, когда театральное дело возглавил талантливый антрепренер, режиссер, подлинный собиратель русской сцены Петр Михайлович Медведев. Он работал в Казани 20 лет, получив прозвище “Медведев-Казанский”, написал здесь интересные мемуары. Это была высокохудожественная натура, прошедшая через многие испытания и соблазны театрального дела. В этом отношении его имя должно стоять рядом с С. Мамонтовым, П. Третьяковым, А. Бахрушиным.
До конца 80-х годов Медведев поставил около 30 зарубежных и почти все русские оперы, среди них “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Глинки, “Русалка” Даргомыжского, “Опричник” и “Евгений Онегин” Чайковского, “Демон” Рубинштейна.
Медведева сменил другой организаторский талант – М. М. Бородай, своеобразный “менеджер” театрального дела. При Медведеве и Бородае сложилась гибкая система театральных сезонов, так называемая “Казанско-Саратовская ось”.
Оперный репертуар расширился стремительно, в сезон было до 10 премьер, певцы работали с предельной нагрузкой. В целом такая система просуществовала до октябрьских событий 1917 года. Число поставленных на казанской сцене опер составило внушительную цифру – 138. Это был рекордный результат: шло 4 оперы Беллини, 8 (!) опер Верди, в том числе “Аида”, “Травиата”, “Риголетто”, “Дон Карлос” (впервые в России); 6 опер Доницетти, главные оперы Пуччини (“Богема”, “Тоска”, “Чио-Чио-Сан”), все 8 опер Чайковского.
В 1917 году театр сгорел. В огне были уничтожены громадная нотная библиотека, сотни костюмов, реквизит – труппа распалась. Долгие годы руины здания высились на площади Свободы. Наконец в конце 20-х годов площадь была очищена, там разбили сквер. Оперная жизнь продолжалась главным образом за счет приезжих трупп из Москвы, Самары, Перми, и то в летнее время.
В 1939 году открылся Татарский академический театр оперы и балеты. Новый театр продолжил славные художественные традиции, но стал принципиально новым музыкально-театральным организмом, деятельность которого была направлена на создание национального татарского репертуара, на подготовку и совершенствования татарского оперного исполнительства. Впервые в Казани стала функционировать татарская балетная труппа. В первые 16 лет спектакли шли в здании театра им. Качалова и в нынешнем театре им. Тинчурина на ул. Горького, причем в последнем помещалось сразу 3 труппы. Обычно распорядок был такой: день – опера, день – балет, день – спектакль татарского театра им. Камала. Жили дружно, театр был всегда полон.
В 1956 году было построено новое (современное) здание театра и ему была присвоено имя Мусы Джалиля – национального героя татарского народа, поэта, драматурга, либреттиста, в первые годы руководившего литературной частью театра.
В целом театр оправдал свою творческую миссию. На его сцене было поставлено 17 опер и 11 балетов на музыку композиторов Татарстан, театр не просто являлся постановщиком, его режиссеры, дирижеры, артисты являлись фактически соучастниками творческого процесса композитора либреттиста, театр стимулировал и направлял их работу.
Это интересно:
Общенациональные газеты
Общенациональные газеты в Великобритании - это газеты, которые доставляются во все регионы страны в один день, включая выходные. Большинство газет почтальоны доставляют прямо к порогу подписчика. Хорошо развитая внутренняя транспортная и ...
Основные функции интеллигенции
Социокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры - от нравственной и художественной до политической. Это - образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба ...
Иконы спасителя
Спас нерукотворный.
Как известно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного обр ...