Казань - культурный центр России
Сейчас в консерватории функционируют симфонический, камерный, духовой оркестры, оркестр народных инструментов, оркестр татарской народной музыки, оперная студия, хоровая капелла. По исполнительскому уровню Казанская консерватория одна из лучших в России. С 1988 года вуз возглавляет профессор Р. К. Абдуллин – первый органист Казани, под его руководством была открыта кафедра органа, где обучаются студенты и аспиранты из разных стран.
Концертно-исполнительская деятельность долгие годы формировалась в главных концертных залах города – это зал Дворянского собрания (там долгое время размещался казанский Дом офицеров), клуб им. Менжинского (Культурный центр МВД) и, конечно, в концертном зале консерватории, построенном в 1968 году (в 1996 году здесь был фактически заново выстроен один из лучших в России и Европе Большой концертный зал Республики Татарстан).
В 1972 году в Казани появился большой концертный орган чешской фирмы “Ригер Клосс”. До этого Казань знала органную музыку только в немецкой кирхе на ул. К. Маркса и в польском костеле на ул. Горького (ныне учебный корпус Казанского технического университета). С 1996 года в новом концертном зале стоит современный превосходный орган голландской фирмы “Флентроп”.
До 1917 года в Казани уже функционировал небольшой симфонический оркестр, существовали симфонические абонементные концерты, проводившиеся под эгидой Русского музыкального общества (РМО). В XIX – начале XX веков Казань слышала знаменитых пианистов С. Рахманинова, И. Гофмана, А. Гольденвейзера, скрипача Я. Кубелико, композитора и пианиста А. Скрябина, дирижера С. Кусевицкого. В Дворянском собрании в 1909 году давал концерты наш знаменитый земляк Ф. И. Шаляпин (в 1999 году на ул. Баумана был установлен единственный в мире памятник великому певцу).
Шаляпин Фёдор Иванович (1873 – 1938) – русский певец (высокий бас), народный артист Республики (1918).
С юношеских лет у Шаляпина проявилась неудержимая тяга к театру. Он увлекался оперными спектаклями, участвовал в массовых сценах в качестве статиста. В 1890 Шаляпин поступил в Уфе хористом в оперную труппу. Здесь, заменяя заболевшего артиста, он исполнил партию Стольника в опере “Галька” С. Монюшко. После того как весной 1891 оперная антреприза в Уфе распалась, Шаляпин разъезжал с украинской передвижной труппой. В Тифлисе им заинтересовался вокальный педагог Д. А. Усатов, взявший безвозмездно обучать его пению. Шаляпин занимался с Усатовым постановкой голоса, разучил с ним ряд оперных партий. Деятельность профессионального оперного певца Шаляпин начал в Тифлисе (сезон 1894-94) в труппе, руководимой дирижером Труффи. В 1894 Шаляпин уехал в Москву, где встретился с известным антрепренером М. В. Лентовским, пригласивший его на летний сезон в Петербург, в оперную труппу, выступавшую в саду “Аркадия”. На дарование молодого певца обратили внимание известный актер М. В. Дальский, пропагандист русских народных инструментов В. В. Андреев, знаток русской песни Т. И. Филиппов. Вскоре Шаляпин был принят в оперную труппу Мариинского театра. Влияние исполнительного искусства выдающихся певцов, традиций русской оперной культуры способствовало художественному росту Шаляпина. Однако дирекция императорского театра проявляла мало интереса к таланту молодого певца, ему не поручали ведущих партий. В 1896 С. И. Мамонтов, известный меценат и деятель русского искусства, пригласил Шаляпина в оперную труппу для гастрольных спектаклей на Нижегородской ярмарке. После успешных выступлений в Нижнем Новгороде Шаляпин поступил в руководимую Мамонтовым Московскую частную русскую оперу. В этом театре раскрылось его дарование.
Это интересно:
Дион Хрисостом
Дион Хрисостом(«Златоуст»— ок. 40—120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. При отличавшемся подозрительностью императоре Домициане(81—96 гг.) оратор был обвинен в неблагонамеренности и удалился в изг ...
Дальнейшее образование
Дальнейшее образование рассчитано на учеников старше шестнадцати лет. Это образование разного уровня вплоть до поступления в университет. Часто это обучение профессиональным навыкам или навыкам, необходимым работодателям. При этом после о ...
Чань-буддизм: возникновение и основные идеи
На протяжении этого периода ассимиляции буддийское учение постоянно приспосабливалось к китайским формам мысли, или же китайская ментальность включалась в буддийскую религию. Такие буддийские понятия, как праджня, татхата (таковость) и бо ...