Об иконах Богородицы
Совсем не обычным вариантом Одигитрии является знаменитая Троеручица икона, где у богоматери нарисовано 3 руки. Третья рука располагается справа; иногда она повторяет жест второй руки, указывающей на младенца, а иногда поддерживает складки одежд Христа.
И легенд об этом образе также существует три. Согласно первой из них, придворный халифа Багдада грек христианин Иоанн Дамаскин Был оклеветан своими врагами. Они донесли халифу, что Иоанн будто бы служит соглядатаям (шпионом) византийского императора. Халиф поверил наветам и велел отрубить ему правую руку. Но христианин, всю жизнь почитавший Богородицу взмолился ей об исцелении. Он приложил отрубленную руку к ране и ночь напролет читал молитвы. На утро рука приросла, остался только след. Тогда Иоанн заказал написать икону Богоматери и приложил к ней серебряное изображение руки. Таким образом, рука не принадлежит самой Богоматери это дар, преподнесенный ей в благодарность за исцеление.
Сходный обычай был широко распространен в Западной Европе, где иконы увешивали золотыми и серебряными изображениями излеченных частей тела руками, ногами, сердцами.
Другая легенда гласит, что в одном греческом монастыре иконописец начал писать икону Богоматери. он обвел и контур будущего изображения и отлучился. Вернувшись, иконописец обнаружил, что у образа появилась третья рука. Подумав, что это чья-то шалость мастер старательно стер лишнюю руку, но она появилась снова. На третий раз иконописец понял, что этого хочет сама Богородица, и написал икону Троеручицы. Третья легенда напоминает народную сказку, она не входит в признанный церковью список чудотворений.
Рассказывают, что однажды, когда у Богоматери были заняты обе руки, на ее глазах в колодец упал ребенок тогда у нее выросла третья рука, которую она протянула утопающему.
На Руси почитание иконы Троеручицы распостранилось в 17 век.
Богоматерь казанская(также Одигитрии) и от Смоленской, и от Тихвинской. Сама Богоматерь изображена не по пояс, а по грудь.
Младенец виден до колен, но не сидит, а стоит, благословляя правой рукой: Левая рука сжимает цветок. Казанская икона явилась в 1579 году в Казане, не задолго до этого присоединенном к Руси.
Богоматерь указала в видении девятилетней девочке Матрене, дочери стрельца, где находится зарытый в земле ее образ. Но рассказу девочки никто не поверил. Тогда они сама стала копать с матерью и нашла икону в подвале сгоревшего дома. Образ торжественно перенесли в городской собор, причем во время шествия исцелились два слепца. Историю Казанской иконы описал казанский митрополит Гермоген обычно принимавший участие в обретении святынь.
Если образ Одигитрии выглядит торжественным и парадным ,но несколько холодноватым , то другой тип не зря получил на Руси название "Умиление" . По гречески оно звучит как "Елеуса"- милостивая , милующая. Смысл его вполне понятен: он опять-таки связан с милосердием Богоматери. В этом типе она изображается нежно обнимающей младенца. Ребенок же прижимается щечкой к щеке матери , обвивая руками шею Марии, ласково касаясь ее лица. Богоматерь Одигитрия представляет сына людям ,как бы демонстрирует его ;Богоматерь Елеуса общается с ним ,а на людей смотрит настороженно и печально ведь ради них Сын Божий примет мучительную смерть на кресте. Взаимная нежность матери и младенца ,их трогательные объятия так умиляли наших предков ,что они изменили названные иконы не милующая, а умиляющая ,трогающая людские сердца .Среди икон этого типа немало величайших российских святынь. И, конечно, первой надо назвать Богоматерь Владимирскую так же ,как и Смоленская приписываемую Луке Евангелистку и проделавшую тот же путь на Русь. Но ,в отличие от Смоленской ,здесь Богоматерь поддерживает младенца правой рукой ,а левой прижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется вверх , чтобы припасть личиком к щеке Богоматери и покрепче обнять ее за шею .Левая ножка его подвернулась пяточкой наружу, и эта почти жизненная подробность стала отличительной чертой именно извода Владимирской иконы.
Достоверно известно ,что в XII в. эта икона находилась в Вышгороде , недалеко от Киева .Сын Юрия Долгорукого князь Андрей был посажен отцом править в Вышгороде ,но ослушался отцовской воли и ушел в родные владимиро-суздальские земли. С собой он увез икону Богоматери , которая уже тогда славилась как чудотворная. Андрей собирался везти икону в Ростов ,который был главным городом княжества .Однако , по преданию ,за Владимиром кони, впряженные в повозку с иконой ,встали, и их невозможно было стронуть с места.
С тех пор и сам князь получил прозвище Боголюбского. В трудных случаях жизни Андрей молился перед иконой и ее помощью объяснил ,например ,свою победу над волжскими болгарами народом ,жившим на Волге и нападавшим на купеческие корабли.
C 1328 г. фактической столицей Владимирского княжества стала Москва . Икона продолжала оставаться во владимирском городском соборе ,и хотя о ней помнили,новых списков с нее,вероятно не делали.Но вот в 1395 г. в Москву пришла страшная весть о грядущем набеге Тамерлана .Новый враг , пришедший из Средней Азии , покорил татар Золотой Орды и уже перешел Волгу. Великий князь выступил с войсками ему навстречу, а митрополита просил перенести из Владимира чудотворную икону Богоматери. Летопись свидетельствует,что в день торжественной встречи иконы в Москве Тамерлан повернул свои полчища обратно. С иконы написали копии ,а саму ее все же вернули во Владимир. Но примерно через сто лет Москва оказалась перед лицом новой опасности .Иван III отказался платить дань татарскому хану , и тот направил свои полки на Москву. Опять спешно послали за чудотворной . Московское воинство встретило татар под Калугой, на берегу реки Угры.Наконец ,русские решили сменить позицию , и татары ,испугавшись этого ,отступили без боя .Так бесславно пало двухсотсорокалетнее монголо-татарское иго,за что христиане благодарили Богоматерь Владимирскую.С тех пор икона оставалась в московском Успенском соборе.
Это интересно:
Эпоха Издательского отдела Московской Патриархии
Изменение характера взаимоотношений церкви и государства и возможность, пусть в скромных размерах, осуществлять издания богослужебной литературы ведет к наступлению нового периода централизации. На протяжении этого периода Издательский от ...
Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
Известный австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) проблемами культуры никогда специально не занимался. Но своей принципиально новой психологической теорией он оказал столь широкое влияние, что его учение, фрейдизм, ...
Поздние работы
Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе н ...