Об иконах Богородицы

Статьи » Об иконах Богородицы

Страница 1

Иконы постоянно жили рядом с русским человеком , участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией - это одновременно знакомство с нашим прошлым . Интерес к этой теме возник не случайно . Мне было любопытно узнать почему христиане почитают иконы , как это отразилось на их изображении в частности иконы Богоматери . Я хотела понять , чем можно объяснить поклонение иконам , когда в Библии это осуждается . В ходе работы над рефератом я более осмыслено взглянула на эту проблему . Мне было интересно узнать , какое участие принимали иконы Богоматери в жизни средневековой Руси . Все это позволило мне расширить свой кругозор . Введение. По преданию , первой иконой был кусок ткани , на котором отпечатался лик Христа . Изображения бога в телесном образе многим христианам казалось идолопоклонством . Ведь и античных богов , которых сторонники Христа считали демонами , изображали и в скульптуре , и в живописи , чтобы поклоняться этим изображениям .

Христиане справедливо говорили , что статуи языческих богов не боги , а бездушные истуканы , идолы ; нельзя покланяться статуе , так как она просто обработанное дерево или камень . В библии запрещались вообще любые изображения : " Не делай себе кумира и никакого изображения того , что на небе вверху , и что на земле внизу ." Однако именно потому, что первые христиане сами сначала были язычниками , они привыкли к изображениям . Им хотелось иметь перед глазами образы собственных святых . Но в основе христианства было учение о боговоплощении , то есть о рождении Бога в человеческом облике . Поэтому не прекращались попытки запечатлить этот облик с его чертами : ведь это было как бы доказательством истинности существования Христа, Богоматери и святых . Главной трудностью на этом пути была необходимость передать не только тело , но и душу , высочайшую духовную сущность изображенного .

В христианском искусстве сложился иконографический канон - постоянно воспроизводимые , перерисовываемые друг с друга изображения , которые с одного взгляда позволяют определить , что за святой или какое событие представлено на иконе. Часто говорят , что канон ограничивает свободу художника . Но средневековый мастер и не стремился к свободе : он не должен был писать " от самомыслия " , считалось , что его рукой ведет Бог . Поэтому так распространены были легенды о том , как иконы вместо художника писал ангел или же незримая сила направляла работу мастера . Такой взгляд обусловил анонимность средневекового творчества . До ХVII века художники почти никогда не подписывали свои иконы .

Икона стала так заметно отличатся от картины , что большинство христиан признало возможность священного изображения . Видный богослов VII в. Иоанн Дамаскин ( живший в городе Дамаске ) сформулировал основные положения христианского иконопочитания . Он утверждал , что икона есть чувственный образ , возводящий ум человека к своему духовному первообразу ( оригиналу ). Икона не является Богом , но приобретает часть святости своего оригинала.

Она даже может творить чудеса . Обращаясь с мольбой к иконе Богоматери или Христа , человек просит милости не икону , а самих Христа и Марию . 3. Основная часть. Главные сведения о жизни Богоматери. Главные сведения о жизни богоматери древнерусский читатель узнавал из источников, что повествовали о Христе :канонических и апокрифических Евангелий .Дева Мария родилась у супругов из Иерусалима , Иоакима и Анны ,когда они уже потеряли надежду на рождение ребенка. Обрадованные родители посвятили девочку Богу отдали ее в возрасте трех лет воспитываться при Иерусалимском храме .Автор одного апокрифического Евангелия писал ,что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей.

Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее родители к тому времени умерли , и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца Иосифа-плотника ,обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а обручником Марии.

Мария и после замужества не изменила свои привычки: она часто приходила в храм и помогала иерусалимским девам делать большую завесу для святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет это, когда я мужа не знаю?" воскликнула Мария. Но сын Божий должен был родиться именно от чистой девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству.

Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они воспользовались укрытием, где прятались пастухи. Там и родился Младенец Иисус; спеленав, его положили в ясли кормушку для скота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Древнекитайская цивилизация
На рубеже 3-2 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ появляются первые поселения. Возникновению государства предшествовала длительная эпоха родового строя. На протяжении столетий на территории Китая было образовано множество самостоятельных ...

Грис Хуан
Грис Хуан (Gris, Juan) (1887-1927 гг.), испанский живописец, скульптор, график и декоратор. Работал главным образом в Париже, где жил с 1906 г. Представитель кубизма, но его творчество в целом было более рассудочным, чем у Пикассо или у Б ...

Из истории борьбы за церковнославянский язык
Прошедший 1996 год, год четырехсотлетия Брестской унии, понуждает нас вспомнить еще раз о событиях этого тяжелейшего для православия и русской культуры времени, еще раз обратиться к волнующим документам эпохи. Это обращение не только дает ...