Об иконах Богородицы
Довольно часто фигура Марии служит как бы троном для торжественно восседающего младенца.Одна рука Богоматери поддерживает его, другой она указывает на сына ,будто показывая молящемуся ,к кому он должен обращать свои просьбы .Младенец Христос обычно одет во взрослые одежды ,напоминающие царские густо покрытые золотом хитон и плащ. Чаще всего Богоматерь видна по пояс ;иногда она представлена сидящей на престоле ,изредка стоящей .
Такой тип самый распространенный в Древней Руси ,называется Богоматерь Одигитрия ( по-гречески-путеводительница).Согласно византийскому сказанию ,первая подобная икона привела двух слепцов в храм Богоматери и там исцелила их от слепоты .Этот тип существует во множестве вариантов изводов .
Один из самых известных русских изводов Одигитрии Богоматерь Одигитрия Смоленская ,или просто смоленская . Младенец сидит на левой руке Богоматери (справа от нас ) ,обращенный лицом к молящимся ;он больше похож на взрослого правителя ,властелина, чем на маленького ребенка .Это впечатление усиливается высоким лбом и царственным жестом ,которым Христос благословляет стоящего перед иконой .В левой руке ребенок держит свиток Священного Писания, опираясь им о колено .Фигура маленького Христа полна энергии. Он может и помогать ,и наказывать в зависимости от благочестия или грехов предстоящего ему челевека.
Согласно древнему сказанию, Одигитрия Смоленская была одной из икон, написанных евангелистом Лукой.
В 10-11вв ее привезла на Русь какая-то византийская принцесса - или невеста князя Владимира, крестителя Руси, или дочь императора Константина Монахам. Внук Константина, Русская князь Владимир Монах, построил в Смоленске большой сабор и отдал в него материнскую икону
Когда к Смоленску подошли войска Батыя, служивший смоленскому князю римский воин Меркурий услышал от иконы голос, который повелел ему идти на бой с татарским богатырем-исполином. Голос предсказал ему победу в поединке, но и мученический венец.
Меркурих одолел противника и перебил еще множество татар, но когда он лег отдохнуть и уснул, уцелевший татарин подкрался и отрубил ему голову Сказание повествует, что по воле Божией Муркурих встал, взял отрубленную голову, пришел в храм, где стояла икона
Смоляне благодарные ему за спасение города, похоронили его в храме и причислили к лику святых
В конце 16в икона оказалась в Москве. Возможно ее принес туда последний смоленский князь, изгнанный литовцами из своего княжества. В Москве его приняли с большим почетом и поместили в Благовещенские собор Кремля домовый храм московских великих князей. однако спустя пол века за иконой явилось целое посольство: жители Смоленска не хотели расставаться со своей святыней
Князь Василий II Темный посочувствовал горожанам и отдал им икону, хотя Смоленск в то время входил в состав Литовского княжества.
Чудотворную святыню торжественно проводили за город, а на месте расставания с ней в последствии основали Новодевичий монастырь с главным собором Богоматери Смоленской. Туда была передана копия - список с подлинной иконы.
Еще раз икона посетила Москву в 1812 году, во время нашествия Наполеона.
В день Бородинской битвы крестный поход с иконой Одигитрии Смоленской обошел вокруг Кремля и Белого города, а русские войска, прежде, чем вступить в сражение, молились перед списком чудотворного образа, также вывезенным из Смоленска. По свидетельству очевидцев, во время молебна в небе появился орел.
Это истолковали как предсказание благополучного исхода войны.
Икона Одигитрии Смоленской пропала из собора в 1941 году. Ее древняя живопись находилась под многочисленными поздними слоями записей, но суды по строгости иконографического типа, по благородным очертаниям головы младенца, эта икона действительно могла иметь греческое происхождение и принадлежать кисти выдающегося мастера.
К типу Одигитрии пренадлежит также Икона Богоматери Тихвинской. При этом она заметно отличается он Смоленской: младенец повернут в профиль, левая ножка согнута и подвернута, а благословящий жест обращен не к молящимся, а к Богоматери. Мать немного склонилась к сыну, в то время, как Богоматерь Смоленская сидит выпрямившись.
Легенда гласит, что эта икона явилась в воздухе близ города Тихвина, испуская яркое сияние. По молитве жителей она спустилась вниз, и на месте чудесного явления тет же начали строить церковь.
Однако на утро Тихвинцы не наши ни сруба, ни иконы: они перенеслись на две версты в сторону. Там и отстроили храм.
Казанскую икону очень почитал Петр I, молившийся перед списком с чудотворного образа накануне Полтавской битвы. Она стала воинской святыней, и это ее значение особенно укрепилось после того, как русские войска в 1812г нанесли первое поражение французам в праздник Казанской иконы Богоматери 22-ого октября.
Но сама чудотворная икона была 1904 году украдена и сожжена вором-святотатцем в печи.
Это интересно:
Лисий
Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастерской, в кот ...
Конец античной греческой литературы и ранняя христианская
литература
Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием, вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы, например, попытк ...
Место искусства в современном мире
Одна из символических форм культуры, осваивающая мир через систему образов - искусство. Оно характеризует способность человека художественно выражать свой внутренний мир. Художественный образ для того, чтобы стать общедоступным, должен об ...