Древний Рим
Отвечая на вопросы, учтите следующее:
Христианство утверждает равенство всех людей перед богом: римлян и варваров, рабов и свободных.
Христиане отрицательно относились к рабству: крещёный раб ближе к богу, чем свободный язычник.
Ранние христианские общины состояли в основном из бедняков: рабов, вольноотпущенников, обнищавшего городского и сельского плебса. Но в условиях общего кризиса Римской империи, когда никто не чувствовал себя защищённым ни законом, ни собственностью, ни языческой религией, христианство получало все большее распространение. Постепенно состав христианских общин изменился, образовалась единая христианская организация - церковь, руководящую роль в которой стали играть богатые и знатные, хотя, в основном, не римская знать. Сенаторское сословие дольше всех сопротивлялось христианству, чувствуя свою неразрывную связь с римской общиной, освященной язычеством. Распространение христианства сыграло ту же самую роль, что и предоставление римского гражданства населению провинций и социально-экономическое обособление поместий: шёл процесс преодоления полиса как типа государства и складывались предпосылки будущего средневекового общества.
1.В чём заключались причины ослабления римской империи, по
мнению Аммиана Марцеллна?
2.Как бы вы сформулировали причины упадка империи римлян?
3.Какую роль играли варвары в Римской империи?
4.Как вы считаете, что сыграло решающую роль в падении Западной Римской империи (восстание рабов и колонов или
нашествие гуннов и германских племён)?
Л.И. Семенникова обращает внимание на ценности, которые дала греко-латинская цивилизация современности. Автор выделяет следующие моменты:
Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии. д) Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства. е) В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. ж) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая’’ эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.
Подведём некоторые итоги. Античная цивилизация или античный мир - обобщающее название, употребляемое для характеристики Древней Греции (этим понятием объединяются греческие города-государства, расположенные в материковой Греции, на полуострове Пелопоннес, в приморской полосе Малой Азии, а также на многочисленных островах восточного Средиземноморья) и Древнего Рима, постепенно превратившегося в крупнейшую средиземноморскую державу. И Древняя Греция и Древний Рим имели свою историю. Собственное неповторимое историческое развитие было характерно для каждого древнегреческого города-государства, для каждой римской провинции. Тем не менее, античная цивилизация имела некоторые основные черты, позволяющие охарактеризовать её как единое целое.
Специфика античного мира заключается в безраздельном господстве полиса (города-государства) как гражданской общины, сплотившейся против внешних врагов и неграждан для обеспечения своим членам экономических (владение землёй на территории полиса), социальных (материальная обеспеченность) и политических (участие в политической жизни города-государства) прав. Экономическую основу полиса составляло натуральное хозяйство, дополняемое более или менее (в разных полисах по-разному) развитой системой товарно-денежных отношений. Своеобразие формы собственности заключалась в том, что частная собственность граждан была обусловлена верховной государственной собственностью на землю. По характеру преобладающей хозяйственной деятельности полисы могли быть сельскохозяйственными и торгово-ремесленными, причём первый тип преобладал. Социальную основу полиса составляли свободные землевладельцы-общинники, которые обеспечивали своё существование собственным трудом и трудом членов своей семьи. В качестве вспомогательной рабочей силы использовались рабы. Политические формы полиса могли быть разными: демократическая или аристократическая республика, монархия (тирания). Но наиболее адекватной античному полису была демократическая форма государственного устройства. Это проявилось в широкой распространённости демократической модели города-государства в античном мире, а также в том, что народное собрание являлось непременным элементом государственного устройства и аристократических полисов.
Это интересно:
Особенности первобытной культуры
Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к ре ...
Интегративные коды
С беременностью связано множество правил и запретов, которые формулировались в виде советов-табу, составляя обширный пласт женского фольклора. Особенно актуальны эти советы во время первой беременности, игравшей роль своеобразного женског ...
Архитектурные особенности усадьбы Суханово
Дорога в Суханово проходит мимо малоизвестного архитектурного ансамбля XVII - XIX веков - бывшей Екатеринской пустыни.
Начало этой обители было положено в 1658 г. царем Алексеем Михайловичем, который, охотясь в здешних лесах, узнал о рож ...