Древние Афины
А.Ф. Лосев обозначает основные черты картины мира античного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.
Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:
- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и божественный.
- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.
- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и недостатки, ведь человек - частица природы.
- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.
- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному человеку свойственен фатализм.
- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так, как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ героев.
- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение греческая идея гармонии нашла в скульптуре.
- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".
- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены только чувственные ощущения.
- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.
- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не мог уподобить мир себе , так как не чувствовал собственной личности.
- развитие личностного начала было необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этого начала вплоть до абсолютизации личности дало средневековье.
Это интересно:
Традиции и новаторство в храмовой архитектуре Реймса
В церквях Реймса, тесно связанных с французской монархией, происходило характерное слияние старого и нового. Отличный пример этого процесса - собор в Реймсе, где совершались коронации и помазания королей Франции. Здесь, как и в Сен-Дени, ...
“Пиковая Дама”
Уже на репетициях “Спящей красавицы” в театре начались разговоры о том, что к следующему сезону Чайковский должен написать оперу. И неудивительно, что в туманном Петербурге родилась мысль о том, чтобы воплотить в музыке самое странное соз ...
Корректировка некоторых афоризмов
Там, где кончаются эмоции, наступает смерть. Ибо эмоции являются движущей силой жизни вообще и мысли в частности.
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на р ...