Древние Афины
Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления государства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н.э.), Клисфена (конец VI в. до н.э.) и Перикла (середина V в. до н.э.), с правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ №5 . Ответьте на следующие вопросы:
1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?
2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону?
Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:
Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которой являлись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцами и землевладельческой родовой знатью. Знать названа в документе богатыми, а общинники - бедными.
Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:
Какие реформы осуществил Солон
а) в социально экономической области
б) в политической области
2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-землевладельцев, а что - интересам родовой знати?
3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой народ, или нет? Как вы думаете, почему?
4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского демократического полиса?
При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:
1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представляла собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но придал им территориальный, а не родовой характер.
2. Государство - организация, власть которой распространяется на определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе обязательна только для членов родовой организации.
3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в период разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Поручить ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.
Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:
1. В чем заключались реформы Клисфена?
2. Каково значение этих реформ?
Необходимо иметь в виду следующее:
1. За 80 лет, прошедшие со времени Солона, соотношение сил в Аттике значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности. Поэтому Клисфен мог опираться исключительно на городское население. Соответственно об учете каких-либо требований сельского населения более речи не было. Реформы Клисфена носили исключительно политический характер.
3. Реформы Клисфена в основном завершили процесс формирования афинского демократического полиса. Дальнейшие изменения характеризуют процесс развития афинской демократии.
Народное собрание существовало в Афинах и до Перикла. Его полномочия, существенно сокращенные в период господства родовой аристократии, были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном.
Остракизм - изгнание из Афин путем своеобразного голосования: если народ решал, что следует прибегнуть к остракизму, каждый писал на черепке имя того политического деятеля, которого, по его мнению, следовало изгнать. Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количество граждан. Остракизм был важным средством ведения политической борьбы.
Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из самого названия. Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался большинством голосов.
Прочитайте документ № 9. Ответьте на следующие вопросы:
1. B чем видит автор недостатки афинского государственного строя?
2. Как вы считаете, можно ли считать афинское государственное устройство идеальной формой демократии ? Обоснуйте свой ответ.
Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть, что в число афинских граждан не входили не только рабы, но и выходцы из других государств, проживавшие в Афинах , - метеки. Получить афинское гражданство было очень сложно. Даже пользующийся большим уважением философ Аристотель, проживший в Афинах большую часть жизни, был метеком. Женщины имели гражданство, но не могли участвовать в общественной жизни. С другой стороны, обратите внимание на то, что в Древних Афинах сам народ определял основную политическую линию государства, избирал, контролировал и смещал должностных лиц. Это была так называемая непосредственная форма демократии. В современных демократических государствах существует представительная демократия: не народ, а его представители выполняют обозначенные функции, и далеко не все.
Это интересно:
Даосизм и буддизм – сердце китайской культуры
Даосизм и буддизм (наряду с конфуцианством) и являются в сущности теми идеями и принципами, которые лежат в основе национальных культурных традиций Китая. В Китае средних веков говорили, что чань – это сердце поэзии и живописи. Таким же о ...
Источники и этапы формирования японского традиционного искусства гэйдо
В средневековой Японии религия несла в себе глубокие эмоциональные переживания, в ней концентрировались основные идеи искусства. Духовная жизнь страны определялась буддизмомо, синтоизмом и конфуциаством (идеи даосизма также имели место, н ...
Р. Барт: культура и "письмо"
Работы одного из основоположников постмодернизма французского литературоведа Ролана Барта (1915-1980) часто относят ко "второй волне структурализма" или, что то же самое, к так называемому "постструктурализму". Структу ...