Загадки и парадоксы
Как это и раньше бывало в Египте, тот немногий камень, оставшийся от Ахетатона, вывезли на новое строительство. Остаток руин исчез навсегда. Загадка поселилась в уме и позже была разгадана.
Последним из агрессоров XVIII династии фараонов Египта был Тутмос IV. При нем империя разрослась до самых больших в истории пределов. Его сын Аменхотеп III отказался от завоевательских войн и мирно правил Египтом более тридцати лет. Его жена- царица Тейе первая из египетских фараонш удостоилась участия в правлении. Его сын Аменхотеп IV стал знаменитым фараоном-еретиком Эхнатоном. Жена Эхнатона- знаменитая царица-красавица Нефертити.
Золотой гроб был найден Теодором Девисом, американским археологом. Ему очень повезло потому, что в почти полностью раскопанной Долине царей он нашел нетронутую могилу.
Так кто же был погребен в знаменитой могиле, в знаменитом золотом гробу? Эта загадка мучит археологов уже 90 лет!
Все в этой могиле несет неопределенность, то есть нельзя определить кто был похоронен: мужчина или женщина. Над гробом в стене была выдолблена ниша, в которой помещались четыре алебастровых сосуда с внутренностями покойника. Они были выполнены в виде человечьих голов, но определить пол было невозможно. Накладные волосы, изображенные в алебастре, окаймляли четыре молодых безбородых лица. Но именно такие волосы то время носили и мужчина, и женщины. Все надписи на сосудах подверглись "цензуре". Несомненным было то, что изобразили особу царствующую, но этот признак- змея на лбу- был тщательно сбит. Археологи установили, что надгробная сень точно принадлежала царице Тейе.
Еще раз осмотрев мумию, Дэвис не обнаружил ничего нового. Тогда он пригласил известных врачей-хирургов. Изучив мумию, хирурги сделали заключение: ширина таза не оставляла сомнений, что скелет женский. Дэвис обрадовался: это царица Тейе.
Но когда останки были перевезены в Каирский музей и тщательно изучены профессором анатомии Дж. Э. Смитом, археологи получили странное и неожиданное заключение: скелет принадлежал молодому мужчине двадцати пяти- двадцати шести лет. Было высказано предположение, что это фараон Сменхкара, преемник Эхнатона, поскольку тот не могу умереть в таком юном возрасте.
Ученые все больше задумывались над находкой. Заявление Масперо придало значения вопросу. Он заявил, что погребение принадлежало Эхнатону. Ведь по погребальной камере были расставлены золотые кирпичи с надписями, по содержанию совпадающими с письменами на гробе. А на двух из них четко прочти имя Аменхотепа III (Эхнатона)!
В том, что погребение принадлежит Эхнатону, многих убеждало то, что телосложением Эхнатон как раз подходил под описываемый скелет. Узкая с выступающим затылком голова, тонкая шея, тонкие руги, голени, стан Профессор Смит признал череп мертвеца водяночным. Все совпадало и все объяснялось. Кроме одного: мужчина в гробу был очень молодым.
Все в гробнице говорило о том, что она принадлежала Эхнатону. Только четыре алебастровых сосуда повергали ученых в сомнение. Они были выполнены очень тонко, но на их крышках был изображен не Эхнатон. И тогда мир потрясло новое открытие. Х. Шеффер в 1919 году заявил, что гробница принадлежит царице Нефертити! Но эта версия быстро исчерпала себя. Тип лица не походил на Нефертити.
Наконец, мертвец, возраст которого насчитывал не более 28 лет, возбудил сомнения ученых именно своей молодостью: неужели реформу такого масштаба, какую осуществил Эхнатон за 17 лет царствования, провел .мальчик 11 лет? Ну пусть 12 .В этом было что-то не так. Но тогда сразу стали искать доказательство, что в силу своей болезни, Эхнатон выглядел на десять лет моложе.
Но в 1931году Дерри, изучив останки, сделал вывод, что скелет принадлежит молодому человеку 23-24 лет. Тождество с Эхнатоном было исключено: 6- или 7- летний ребенок если и мог теоретически "проводить" реформы, то уж детей родить не мог никак! Надо было искать другого претендента на золотой гроб.
Однако Г. Масперо предполагал, что в гробу лежит Сменхкара, зять Эхнатона. Но в 1940 году Энгельбах признал, что останки в гробу принадлежат женщине, но не царских а простых кровей.
Это интересно:
Славянские реки и формирование культуры
Велико и благотворно было историческое значение славянских рек. Они не только кормили славянина своими обильными рыбными запасами, но они представляли в его распоряжение густую и удобную сеть летних и зимних путей сообщения. Летом реки бы ...
Декоративно-прикладное искусство
Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.
Византийская керамика еще мало изучена. Вна ...
Культура и "второе рождение" человека
Бог создал людей, говорят американцы, с разными физическими возможностями, но господин Кольт всех уравнял. И вправду, огнестрельное оружие позволяет побеждать противника при любой физической подготовке. А в наши дни эта мысль получила нов ...