Без творчества нет жизни
Итак, с начала 1866 года Петр Ильич Чайковский стал преподавателем Московской консерватории. “Молодой, с миловидными, почти красивыми чертами и глубоким взглядом красивых темных глаз, с пышными небрежно зачесанными волосами, с чудной русой бородкой”. “В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив .Изложения Чайковского ,его замечания и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны .Различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был симпатичным, дельным и добросовестным”. Таким остался он в памяти своих учеников по классу гармонии, оркестровки и композиции пианиста Ростислава Геники и скрипача Александра Литвинова. Преподавал он в консерватории 12 лет.
Начатую в Москве симфонию “Зимние грезы” Чайковскому удалось закончить летом 1866 года. Первая симфония “Зимние грезы” - единственное после окончания консерватории произведение частично написанное и оркестрованное под Петербургом. Ни одной вещи после нее ни написал Чайковский в нашем городе.
Приехав в 1868 году в Петербург, 28 марта на вечере у Балакирева Петр Ильич знакомится с “Могучей кучкой” :Н.А. Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Ц.А. Кюи. Произошло это в доме Бендардаки на Невском проспекте №84.
Визиты Чайковского в Петербург бывали в это время очень короткими. В 1869 году он приехал в Петербург всего на два дня. Это видно из его записей: “Модест! Я приехал сюда на два дня .Приходи к Володе (Шиловскому): близ Аничкова моста в доме М.В. Бегичевой” .
Дом Бегичевой на Фонтанке 25. Интересно прошлое этого дома, построенного в конце 18 века : в начале 1814 года его приобрела мать декабриста Никиты Муравьева - Екатерина Федоровна. Тут жил писатель и историк Карамзин, художник Кипренский, поэт Батюшков, здесь собирались друзья декабриста Н. Муравьева. От сожженной Пушкиным десятой главы “Евгения Онегина” сохранились строки об этих людях, об этом доме:
Витийством резким знамениты
Собрались члены сей семьи
У беспокойного Никиты .
Это он, “беспокойный Никита“ Муравьев, страстно проповедовал здесь свои вольнодумные идеи, здесь бывали его друзья Вяземский, Жуковский, Гнедич, Пушкин.
Если можно сказать, что в Петербурге Чайковского преследовал какой-то злой дух, то №духом” этим был музыкальный критик Цезарь Кюи. После его отчета на страницах “Петербургских ведомостей” о выпускном концерте в 1869 году Кюи писал о симфонии Чайковского “Фатум”, созданной в 1868 году :”Все это узковато, сурово, невысокого полета”. Несомненно одно : Кюи с резкой неприязнью относился к творчеству Петра Ильича.
Период до 1877 года отмечен взлетами и падениями, успехом и провалом и , безусловно, активным творчеством. Создаются оперы “Воевода” (кстати, по поводу “Воеводы” у критиков возникли такие разногласия, в результате которых автор сжег партитуру), “Опричник”, “Буря” по произведению Шекспира.
В 1875 году был объявлен конкурс на сочинение оперы “Кузнец Вакула” на либретто по рассказу Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Чайковский получает на нем первую премию. В 1876 году он заканчивает балет “Лебединое озеро”, заказанный для московского театра. К середине мая 1877 года композитор был “на подступах” к одному их своих лучших произведений - “Евгению Онегину”.
В 1877 году , в июле, Чайковский женился на Антонине Ивановне Миллюковой. Однако брак этот не был удачным. В своем письме он пишет : “Мне показалось, что я, или, по крайней мере, лучшая, даже единственно хорошая часть моего я, т.е. музыкальность, погибла безвозвратно”. В те дни Петр Ильич был близок к самоубийству. Как только он оправился, Анатолий увез брата за границу.
Окончен и московский период, начинается время странствований, переездов из города в город.
В 1878 году Петр Ильич пишет Анатолию : “Человек, который в мае задумал жениться, в июне, как ни в чем не бывало, написал целую оперу, в июле женился, в сентябре убежал от жены - был не я, а другой Петр Ильич, от которого осталась теперь одна мизантропия, которая, впрочем, вряд ли когда-нибудь пройдет”. Однако, в этом же году был завершен “Евгений Онегин”.
Петр Ильич посещает Петербург и Москву. 6 октября Чайковский дал последний урок и, окончательно порвав с консерваторией, после прощального обеда 7 октября уехал в Петербург. В ноябре он снова за границей.
Годы скитаний явились весьма плодотворными для композитора. Он посетил в 1879 году Швейцарию и Италию. А в январе 1880 года начал работать над новым произведением на итальянские народные темы. Ему хотелось написать что-нибудь вроде “испанских фантазий” Глинки. К февралю “Итальянская фантазия”, как он раньше называл “Каприччио”, была закончена.
Петр Ильич постоянно наведывается в Петербург, но останавливается здесь ненадолго, не больше, чем на две недели. В начале марта он пишет брату : “ .Как я боюсь Петербурга! Знаешь, куда меня тянет ? - в Питер, в ненавистный Питер . Признаюсь, что не смотря на мою апатию к берегам Невы, меня тянет туда очень сильно”.
Это интересно:
Аппликация
Наклейте на темную подложку (основу) из ткани, картона или бумаги белый треугольник — парус и под ним коричневую полоску—лодочку. Если к тому же над лодочкой прикрепить желтый кружок — луну и воспроизвести разбитое волнами отражение парус ...
Работы 1516-20 гг
В работах второй половины 1510-х гг. — «Мадонна с вишнями» (Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с четырьмя святыми» (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении «Динарий кесаря» (ок. 1516, ...
Критика крепостничества
Прошло всего несколько лет после смерти Ломоносова, как представители этого нового направления выступили с открытой критикой крепостничества.
Солдатский сын, питомец Академии, продолживший образование за границей, Алексей Яковлевич Полен ...