Западничество об историческом пути России

Статьи » Геополитические характеристики русской культуры » Западничество об историческом пути России

Страница 1

Западничество - это направление русской общественной и философской мысли 40 - 50-х годов XIX века, резко и открыто противостоявшее славянофилам. Московский кружок западников состоял из таких известных людей, как А.И. Герцен (1812-1870), Т.Н. Грановский (1813-1855), Н.П. Огарев (1813-1877), К.Д Кавелин (1818-1885), ВГ. Белинский (1811-1848). В центре внимания западников стояли те же вопросы, что и у славянофилов, но рассматривались они с противоположных позиций. Если славянофилы считали, что Россия призвана оздоровить и в конечном счете спасти Западную Европу, то западники придерживались убеждения, согласно которому Россия обязана учиться у Запада и разделить с ним его судьбу. Кормушки Chore-Time по материалам agroclime.ru.

Усвоив идеалы Просвещения, западники были равнодушны к религии и не признавали за православием никаких особых достоинств. Более того, они даже были склонны преувеличивать недостатки русской Церкви. Главной политической ценностью для них была свобода, понимаемая как свобода личности. Коллективистское начало среди западников выразилось в симпатиях некоторых из них к идеям социализма. Впрочем, и среди западников были религиозные мыслители. Признавая, в отличие от славянофилов, положительный смысл реформ Петра I, западники идеализировали западноевропейскую культуру и считали ее образцом для России.

Борьба между славянофилами и западниками определила облик всей последующей русской культуры. Без учета смысла этой борьбы непонятной останется суть творчества Ф.М. Достоевского (1821-1881) и Л.Н. Толстого (1828-1910), равно как и все последующее развитие русской философии. В творчестве Ф.М. Достоевского осмысление отношения к западноевропейской культуре приводит к истокам проблемы - к феномену "смерти Бога" и распространяющемуся повсюду нигилизму. При этом Достоевскому с его утонченной чувствительностью художника удалось увидеть из России многое и в развитии культуры Запада, и эти его открытия опережали самосознание самой западноевропейской культуры. Далеко не случайно в XX веке многие ведущие мыслители Запада постоянно ссылаются на Достоевского, видя в его прозрениях своеобразное опережающее отражение исторического развития культуры. В творчестве Толстого тема обезбоженности мира исследуется применительно к общественной жизни, хотя ему, как и Достоевскому, не чужд интерес к душевной жизни отдельного человека.

Из борьбы славянофилов и западников возникает также русская философия "серебряного века". У ее истоков стоял Владимир Соловьев (1853-1900), который задал основные темы последующей русской философии и стал, по сути дела, первым оригинальным русским философом. И для него тема обезбоженности культуры была центральной. Свою задачу он понимал как придание содержанию христианства такой формы, которая соответствовала бы современной ему ситуации в культуре. Именно эта задача становится целью блестящей плеяды русских философов "серебряного века" - С.Н. Булгакова (1871-1944), Н.А. Бердяева (1874-1948), П.А.Флоренского (1882-1937), Л.П.Красавина (1882-1952), С.Л.Франка (1877-1950) и других.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Культ святых и духовная культура
Культ святых в русской культуре является показателем поступательного развития духовной культуры и имеет опору в очень давних религиозных традициях. Это особый культурно-исторический феномен. Культ святых имел социальные корни, как и всяки ...

Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...

Базовая связь
Итак, за время беременности традиция целенаправленно формирует у женщины определенное мировосприятие, которое ассоциируется со статусом матери (бабы) и материнством вообще. Составной частью этого мировосприя-тия было блокирование деструкт ...