Эмоциональность речи
7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает тот и ведет - утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны: вопрос - удобная форма побуждения собеседника ("Другими словами, вы считаете…?"); вопрос - способ привлечения внимания партнеров; вопрос - способ получения от партнера нужного ответа ("Простите, я правильно понял, вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?").
В деловом взаимодействии используются разные видов вопросы:
информационные (для сбора необходимых сведений);
контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);
для ориентации (чтобы у знать придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее);
подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);
ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника);
однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа);
встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);
альтернативные (предоставляют возможность выбора);
направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);
провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию);
вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющие сценарий разговора);
заключающие (для подведения итогов взаимодействия);
закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или "нет");
открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?");
зеркальные ("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" - "Никогда?").
Существуют хрестоматийные примеры о том, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: "Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. "Вот ответ достойный нашей палаты общин! - пылко обратился Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал".
Итак, нужно учиться использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии, учиться "в уме", импровизированно или в записях составлять риторический эскиз речи.
Это интересно:
Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личносте ...
Розовый период
Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. С переездом в Париж завершается «голубой период». В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими. Этот новый период получает ...
Теория изобразительного образа - иконы
Проблемы символа и образа теснейшим образом связаны с теорией изобразительного образа, теорией иконы, а также со спором иконоборцев с иконопочитателями.
Борьба иконоборцев и иконопочитателей (VIII-IX вв.) свидетельствовала о сложном комп ...