Эмоциональность речи

Страница 2

7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает тот и ведет - утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны: вопрос - удобная форма побуждения собеседника ("Другими словами, вы считаете…?"); вопрос - способ привлечения внимания партнеров; вопрос - способ получения от партнера нужного ответа ("Простите, я правильно понял, вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?").

В деловом взаимодействии используются разные видов вопросы:

информационные (для сбора необходимых сведений);

контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);

для ориентации (чтобы у знать придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее);

подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);

ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника);

однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа);

встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);

альтернативные (предоставляют возможность выбора);

направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);

провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию);

вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющие сценарий разговора);

заключающие (для подведения итогов взаимодействия);

закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или "нет");

открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?");

зеркальные ("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" - "Никогда?").

Существуют хрестоматийные примеры о том, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: "Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. "Вот ответ достойный нашей палаты общин! - пылко обратился Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал".

Итак, нужно учиться использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии, учиться "в уме", импровизированно или в записях составлять риторический эскиз речи.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Свойства и законы логики
Логику интересует главным образом вопрос о наиболее общих свойствах правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности), выступающих, в свою очередь, содержанием основных законов логики ...

Среднее образование
За последние десять лет система среднего образования Великобритании была значительно упрощена и улучшена с целью повышения качества преподавания в подготовительных и средних школах. Англия и Уэльс. Образование в Англии и Уэльсе начинает ...

Лисий
Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастерской, в кот ...