Риторика и лингвистическая прагматика

Статьи » Краткая история речевой культуры » Риторика и лингвистическая прагматика

Страница 1

Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией.

Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практик

В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:

говорящий;

адресат;

исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);

цель сообщения;

развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);

контекст и ситуацию общения;

межличностные отношения участников общения.

Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания.

Не меньшее значение имеет и установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними.

Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.

В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:

явные и скрытые цели высказывания;

речевые стратегии и типы речевого поведения;

правила коммуникативного сотрудничества;

косвенные смыслы высказывания (намёки, иносказания);

оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;

отношение говорящего к предмету высказывания.

В связи с адресатом речи изучаются:

правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;

воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;

типы речевого реагирования.

В связи с отношениями между участниками рассматриваются:

формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);

социально-этикетная сторона речи.

Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик.

Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.

В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов в соответствии с которой выделяются:

информативные речевые акты (сообщения);

предписывающие речевые акты;

речевые акты принятия обязательств;

речевые акты, выражающие психологические состояния;

декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).

Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.

Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.

способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:

с точки зрения их значимости,

с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);

готовность адресата принять сведения.

Для предписывающих актов существенны такие условия:

единство участников общения во взгляде на:

социальные роли друг друга,

уровень конвенциональности ситуации;

способность говорящего представить себе возможности адресата;

способность адресата осознать мотивы говорящего.

Для речевых актов принятия обязательств важны:

наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;

способность говорящего трезво оценивать свои возможности.

Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями, как:

единство участников общения в оценки конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);

Страницы: 1 2

Это интересно:

Степь как одна из стихий русской природы
Не менее важна для русской ментальности и степь. " .Степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном гориз ...

Осмысление ужасов войны
В начале января 1937 г. правительство Испанской республики заказало Пикассо большое полотно, или панно, для испанского павильона на Парижской международной выставке, которая должна была открыться в конце весны. Прошли январь, февраль, ма ...

Основные этапы творчества
В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа: 1) 1904-1928: время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями; 2) 1928-1947: период программного сюрреалистич ...