Древнекитайская цивилизация
На рубеже 3-2 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ появляются первые поселения. Возникновению государства предшествовала длительная эпоха родового строя. На протяжении столетий на территории Китая было образовано множество самостоятельных царств, имевших высокую культуру земледелия, ремесла бронзовой эпохи.
С 6 в. до н.э. начинается повсеместное усиление власти местных правителей, наступление на права местной иерархизированной племенной аристократии. Правители опираются на неродовитых лично им преданных людей, выплачивая им жалование зерном. В крупных царствах вводится административная система управления, появляется долговое рабство.
В середине 1 тыс. до н.э. в разных государствах Китая осваивается плавка железа, появляются железные орудия труда, увеличивается его производительность, создаются ирригационные сооружения в бассейнах рек, расширяются орошаемые площади. С этого времени поливное земледелие позволяет расширять посевы разных культур, в том числе и риса.
Особую роль играет разведение чая, и тутового шелкопряда. Чай широко использовался в политике и экономике Древнего Китая: для подчинения некоторых этнических групп (цянов и жунов); для организации торговли (создавались чайные конторы и контрольные пункты для взвешивания и контроля за качеством чайного листа); для покупки документа на право торговли чаем. Существовал чай казенный и чай купеческий. С купцов, торгующих чаем, взимались пошлины. Контрабанда строго каралась. Шелководство появилось в Китае в неолитическую эпоху. Шелковичный червь обожествлялся, богине шелкового червя приносились жертвы (в разных случаях по-разному от 10 быков до 3-х овец). Нефритовые изображения червей включались в погребальный инвентарь. Караваны с шелком охранялись войсками, шелком платили дань.
Огромным достижением древнего Китая было изобретение бумаги из отходов кокона шелкопряда. Но революционный переворот оказало производство бумаги из отходов древесного волокна, что сделало бумагу доступной для массового использования. Изобретение бумаги и туши легло в основу усовершенствования китайской письменности. Был создан стандартный стиль письма кайшу, заложивший основу иероглифики. Средства письма и иероглифика были восприняты народами Вьетнама. Кореи и Японии.
Государственное образование в древнем Китая держалось на обязательной грамотности должностных лиц, чиновничества, сборщиков налогов. Существовали школы для чиновников. . Велась перепись населения для распределения налогов и пополнения армии. Как в сознании, в философии, в управлении, так и в семейной жизни и в быту господствовала упорядоченность.
Духовная жизнь древних китайцев была пронизана религиозно-философскими идеями и учениями. Важнейшими из них были конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основоположником считается Учитель Кун (в латинской транскрипции Конфуций), странствующий проповедник, который был впоследствии обожествлен. Существовал государственный культ Конфуция, с официальным ритуалом жертвоприношения. Учение его было записано учениками и составило трактат "Беседы и суждения". Этот трактат изучался в школах, заменяя учебник начального обучения. Конфуций уделял главное внимание человеческому обществу. С течением времени учение из политического и социально-этического превратилось в философско-теологическое.
Это интересно:
Мстёрская миниатюра
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые ...
Религия
У инков было очень много богов, и их пантеон постоянно расширялся по мере завоевания ими все новых народов, чьи языческие идолы перекочевывали на территорию растущей империи. Виракоче поклонялись как творцу мироздания, но, по всеобщему по ...
Эстетика парадокса
К вопросу о соотношении науки и искусства можно подойти двояко.С одной стороны , интересно прослеживать их взаимовлияния : в науке искать элементы художественного мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве обнару живать воздействие науки ...