Заоваленная резьба
В отличие от геометрической в заоваленной резьбе нет определённых "азбучных" фигур. Композиция узора сочиняется в отличие от замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирлянды растительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения с определённым сюжетно-тематическим содержанием.
Особенности заоваленной резьбы мы рассмотрим на примере одной из наиболее выразительных — кудринской резьбе.
Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В её названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер её внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывает ощущение "кудрявости" узоров.
Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заострённых, с другой — закруглённых. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы: всадники, птицы, звери, ягоды, цветы.
Изображение птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.
В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы не рождались под резцами кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой.
Подготовительный рисунок в данном виде резьбы выполняется в величину будущего произведения с тоновой проработкой (карандашом, тушью, акварельными или гуашевыми красками). Это поможет нагляднее представить конечный результат работы.
Для первых заданий по освоению заоваленной резьбы рекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины: липа, ольха, осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.
На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.
При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идёт до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески.
Затем берут более пологую стамеску и, наставив её вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком.
Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.
Следующая стадия — освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимися из фона.
Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен чётко и чисто выступать из заглублённого фона.
Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые рёбра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняется полукруглыми стамесками (повёрнутыми жёлобом вниз) и ножом-резаком.
Это интересно:
Сказки, басни, загадки и пословицы
Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая недостоверность рассказа отличает ее от мифа.
В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантаст ...
Рубенс Питер Пауэл
Рубенс Питер Пауэл (Rubens, Sir Peter Paul) (1577-1640 гг.), величайший фламандский живописец 17 века, блестящий представитель стиля барокко в Европе. Учился в Антверпене, но настоящее художественное образование получил в Италии, где жил ...
Караваджо Микеланджело Меризи
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг.), итальянский живописец. Ранние работы Караваджо - поясные портреты, иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Выполняя ...