Московская журналистика 1830-х годов
В отличие от петербургской торговой журналистики московская журналистика 30-х годов была идейной.
Один из важнейших журналов этого направления был "Московский телеграф", основанный Николаем Алексеевичем Полевым в 1825 году. Этот ежемесячный журнал был очень интересным и стал первым в России энциклопедическим журналом, писалось обо всем: культура, спорт, экономика, политика, досуг. Он имел антидворянскую направленность и выступал за буржуазию.
Дело в том, что Полевой - первый в России издатель-недворянин. Он был сыном купца, самоучка. Имел хорошее домашнее образование. Он поместил в "Сыне Отечества" стихотворение про Николая I, после чего и стал известным в литературных кругах.
Он был разносторонним человеком: писателем, ученым, изобретателем . Полевой своим журналом хотел доказать, что все дворяне - паразиты. Полевой способствовал распространению образования в России. "Московский телеграф" был сразу зачислен в оппозицию.
1834 год - в Москве идет спектакль, на который Полевой пишет унизительную рецензию. Цензоры рецензию пропустили, но оказалось, что сам царь был на спектакле, и он ему очень понравился. "Московский телеграф" закрыли.
Журнал "Телескоп" издавался вместе с газетой в 1831-36 годах профессором богословия, недворянином, Николаем Ивановичем Надеждиным. Журнал выходил ежемесячно, и в виде приложения еженедельно выходила газета. Надеждин был фельетонистом и широко использовал литературные маски. "Экс-студент Никодим Надоумко", - эту литературную маску он чаще всего использовал. Надоумко сидел на чердаке и наблюдал за жизнью внизу - вот таким образом Надеждин применял социальную сатиру. Тираж журнала - 3-4 тысячи экземпляров.
В "Телескопе" начинает как публицист и полемист свою литературную деятельность Виссарион Григорьевич Белинский. В 1836 году журнал публикует первое философическое письмо Петра Яковлевича Чаадаева (друга Пушкина), жутко пессимистическое: россияне - варвары, мы - Богом проклятый народ, в нас нет ничего хорошего, нас ждет жуткое будущее . Николай I несправедливо объявил Чаадаева сумасшедшим, и из-за этой статьи "Телескоп" закрыли навсегда.
Это интересно:
Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика
"классических" оснований культуры
Особенности культурологической мысли. Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничн ...
Духовная жизнь в эпоху эллинизма
Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и в ...
Интеллигенция: сущность и социальная природа
Понятие интеллигенции. Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция" ...