Архитектура Караван-сарая

Статьи » Оренбургский Караван-сарай » Архитектура Караван-сарая

Страница 3

Многие помещения сделаны проходными, благодаря чему площадь коридоров сведена к минимуму. Всюду устроено печное отопление; печи прямоугольной формы расставлены в удобных местах. Все в здании выполнено очень скромно, с соблюдением экономии материальных и декоративных средств.

Такая композиция плана Караван-сарая, при которой все учреждения объединены в одном корпусе, а мечеть находится посреди внутреннего двора, не обусловлена ни назначением помещений, ни соображениями компактной планировки. По преданию башкиры, создавая Караван-сарай, хотели отразить в нем схему устройства своего летнего аула. Насколько правдоподобно такое предание и было ли предъявлено подобное требование автору проекта, не известно. Но исходя из анализа самой композиции Караван-сарая и архивных документов о ходе проектирования, можно предположить, что какое-то определенное задание, направляющее творческую мысль зодчего, было.

В летних аулах жилища располагались таким образом, что образовывали близкую к кругу или овалу форму плана; в центре ставилось жилище старейшины или тирмэ» Аул представлял собой полузамкнутый двор с объединяющим смысловым центром (тирмэ), на который ориентировались все выходы из отдельных жилищ.

По проекту Брюллова архитектурный образ Караван-сарая — невысокого основного корпуса со множеством входов, обращенных к мечети — своеобразному большому тирмэ,—создавал впечатление традиционного башкирского аула. Подобную ассоциацию поддерживали и такие объемно-пространственные элементы здания, как возвышающиеся над крышей угловые башенки, напоминающие легкие летние юрты.

Мечеть представляет собой свободно стоящее, просматриваемое со всех сторон здание, размещенное в центре прямоугольного внутреннего двора Караван-сарая. По своему значению и занимаемому месту — это центральный элемент комплекса.

В плане мечеть имеет форму правильного восьмиугольника с поперечником 12,6 м. Вход в нее размещен с северной стороны.

Перед входом устроен легкий тамбур и небольшое прямоугольное помещение (3x3,5 м), где молящиеся оставляли свою обувь.

Перед входящим в мечеть внезапно открывается весь просторный объем зала. Отсутствие мебели и других предметов обстановки только усиливает впечатление, способствуя цельности восприятия. Гладкие, безоконные стены мечети внутри оштукатурены под мрамор, а в углах оформлены пилястрами, выступающими от плоскости стены на 15 см. В промежутке между пилястрами помещены таблицы с изречениями из Корана, выполненными вызолоченными буквами. Над ними проходит неширокая, с точеными балясинами галерея, охватывающая три стороны помещения. Окна, через которые проникает в мечеть дневной свет, находятся в нижней части купола.

Распределение и обработка основных элементов интерьера .(пилястры, арки, членение внутренней поверхности купола и т. д.) органически увязаны со структурной основой сооружения. Благодаря этому элементы интерьера дают отчетливое представление о конструктивной схеме сооружения, о логической взаимосвязи архитектуры и конструкции. Так, размещенные в углах пилястры удачно оформляют места стыка стен. В то же время они усиливают основную стену на тех участках, которые принимают на себя всю нагрузку и распорные усилия от купола.

Не доходя до пяты арок, пилястры (ширина 70 см) заканчиваются карнизом, составленным из ряда прямолинейных классических обломов. На нем находится расширяющаяся кверху плита, дающая естественный переход от пилястры к аркам. Пяты двух соседних арок в месте стыка объединены попарно и выполнены в виде капители; их лицевым сторонам придана форма неправильного пятигранника, напоминающая нагрудник башкирки. Поверхность капителей оформлена рельефной лепкой и старинным башкирским орнаментом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Первые газеты в Российской империи
В Санкт-Петербурге считается, что история русской журналистики начинается с 16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого император издал указ "Ведомостям быть!". Однако до нас дош ...

Клонирование и новый "родильный фольклор"
Новые технологии воспринимаются людьми неоднозначно. Особенно те, которые непосредственно вмешиваются в человеческую жизнь. Информация о них обрастает слухами и мифами. Очень быстро они становятся частью общего фольклора. Для современног ...

Образы пассионариев
Л. Н. Гумилев приводит множество примеров пассионариев. Я же приведу в этой работе пример пассионария, который наиболее известен нам. Это Александр Македонский. Всем известны его походы на Беотию, Иллирию, Фракию, Среднюю Азию, Индию… Нас ...