Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Статьи » Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Страница 5

Как отмечает известный испанский аутентист Хосе Мигель Морено, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Те, кто посвящал себя этой музыке, - были философами, писателями, гуманистами.

Хотя в эпоху Возрождения музыкальные произведения уже записывались нотами, для виуэлы применялась цифровая запись (табулатура). Существовали книги, в которых использовался только один цвет - чёрный, но чаще пользовались двумя цветами – чёрным и красным. Для чего это было нужно, - красные значки служили для обозначения голоса, чёрные для струн. В табулатуре линии обозначают струны, а то, что их пересекает – такты, значки наверху – длина звука, цифрой обозначают положение левой руки на грифе. Т.е. табулатура воспроизводит форму грифа.

С виуэлой связаны имена таких испанских музыкантов, как Антонио и Эрнандо Кабесонов, Хуана Бермудо, Висенте Эспинеля, причём последний был известен не только как выдающийся музыкант, но и как писатель и поэт, которым восхищался Лопе де Вега. И самое интересное: многие сборники для виуэлы были посвящены Филиппу II.

В отличие от аристократического инструмента – виуэлы, народным инструментом уже в те далекие времена в Испании была гитара, постепенно получившая все большее распространение и в профессиональной музыке. Фуэнльяна в свой сборник «многих и разнообразных пьес» для виуэлы «Orphenika Lyra» (1554 г.) включает также ряд пьес для гитары. В 1586 году появляется первый учебник для «испанской гитары» Хуана Карлоса Амата (Juan Carlos Amat). К концу XVII века гитара практически вытеснила виуэлу.

Кроме музыкальных трактатов и «нотных» сборников, свидетельством развития инструментально жанра у щипковых в XV-XVII вв., могут служить и литературные произведения современников той эпохи.

Знаменитый Мигель де Сервантес Сааведра ярко рисует роль музыки в испанской жизни XVI-XVII вв. Очень часто у него встречаются упоминания о чисто инструментальной музыке для щипковых, смычковых, духовых инструментах в сольной форме или в форме ансамблей; ударные также не забыты.

Сразу хочу заметить: пользоваться переведёнными с других языков источниками надо очень осторожно, особенно когда переводчик филолог, не имеющий никакого отношения к музыке. Это касается, в частности, прекрасного издания «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса (лучшее собрание сочинений Сервантеса, переведённое на русский язык, было издано пятитомником в 60-е годы прошлого столетия) в переводе Н. Любимова, который при переводе текста отождествил виолу (viola) и виуэлу (vihuela), хотя, конечно, это родственные инструменты.

Знакомый с историей хордофонов читатель, столкнувшись с таким переводом, живописующим злоключения Доблестного Рыцаря Печального Образа, гостящего у герцогской четы, обратит внимание на некоторые несоответствия. Действительно, действие романа происходит в Испании, а нам известны музыкальные пристрастия испанской аристократии той эпохи, которой более близко было звучание лауда и виуэлы, чем приторные звуки виолы. Во всяком случае, даже учитывая этимологию виуэлы, и то, что в испанском обществе была любима не только виуэла-де-мано (несколько ранее была распространена и виуэла-де-арко), мы все же не забываем, где происходит действие романа.

Итак, великий Сервантес свидетельствует, что в его время высший свет Испании отдавал предпочтение виуэле и лауду, а никак не гитаре, в противовес мнению Элен Шарнассе. На Пиренейском полуострове в те далёкие времена гитара обласкана преимущественно в среде простолюдинов. Подтверждением чему, опять же, могут быть произведения Сервантеса, в том числе и самый его знаменитый роман. И всё же, как отмечалось выше, некоторые композиторы-виуэлисты пишут для гитары, пока немногочисленные, пьесы. В числе этих композиторов Мигель де Фуэнльяна (XVI в.), серьёзное внимание гитаре уделяет и разносторонне образованный Висенте Эспинель. Поэту, писателю и музыканту Эспинелю традиция приписывает усовершенствование гитары - он добавил к ней пятую струну. Именно такой инструмент становится известным в Европе как «испанская гитара»…

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Культурная периодизация
1) Первый период (IV в. — конец VII в.) — борьба христианской и античной культур, становление христианского богословия. 2) Второй период (конец VII в. — середина IX в.) — период культурного спада, связанный с экономическим упадком и икон ...

Арочный контрфорс
Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном ...

Спальня
Рядом с кабинетом находится комната с двумя окнами, выходящими на верхний балкон, служившая Толстому спальней в 1862 – 1910 годах. В этой же комнате ночью 28 октября 1910 года Толстой принял окончательное решение навсегда уехать из Ясной ...