Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Статьи » Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Страница 2

Vihuela de arco(илл. из «Cantigas»)Излюбленным инструментом для светского бытового музицирования, подобно вёрджинелу в Англии или лауду (лютне) во Франции, Италии и Германии, в Испании в XVI веке была виуэла (vihuela) — струнный щипковый инструмент, имевший пять рядов (хоров) струн: 4 двойные (настроенные в унисон) и 1 одинарная (сольная). Виуэла – инструмент, ведущий происхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). В процессе развития этого инструмента количество рядов струн увеличилось до семи. Поначалу на виуэле играли посредством плектра (vihuela de рeñо1а), но еще в XV веке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав, таким образом, виуэлу в точном значении слова щипковым инструментом. Такая виуэла называлась «ручной виуэлой» (vihuela de mano). В XVI веке в Испании существовали три основных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой: малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы. В XV—XVI веках в Испании появились не только многочисленные табулатуры, но и учебные пособия, теоретические трактаты, посвященные этому инструменту. Виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством пения под виуэлу. Роль инструмента не сводилась к сопровождению вокальной партии. Очень часто виуэлист проигрывал вначале всю пьесу, и это способствовало развитию сольного инструментального исполнительства. Виуэла звучала при дворе Карла V и Филиппа II. О популярности инструмента говорит тот факт, что за один только короткий период с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес для виуэлы…

Молодой Карл VКарл V очень хорошо пел и не терпел фальши, когда он слышал не ту ноту, останавливался и делал грубое замечание. Многое в поведении Карла казалось странным, в этом видели его сходство с матерью – Хуаной Безумной.

Она была дочерью первых католических королей Испании - Изабеллы и Фердинанда. Детские годы инфанты прошли в мрачных стенах величественного королевского замка – дворца Кифюэнтес. Супругом Хуаны стал эрцгерцог австрийский Филипп Красивый; наверное, уже никогда не узнать правду их отношений. По одним источникам эти двое любили друг друга, как Ромео и Джульетта, по другим – Хуана очень страдала от безответной любви к своему супругу, и это беспокоило её мать – Изабеллу. После смерти мужа Хуана впала в меланхолию, два года она возила везде за собой его тело, не в силах расстаться с тем, кто наконец стал принадлежать только ей. Пошли слухи о том, что королева тронулась умом, так и осталась она в истории Хуаной Безумной, прожившей пятьдесят лет в глубоком трауре.

После смерти матери ум её сына Карла ещё глубже погрузился в мрачные мечты – ему казалось, что она зовёт его к себе, мысли его обратились от дневных мирских занятий к спасению души, и он наконец решил исполнить давно задуманный план.

Путь в монастырь Карл V совершал пешком, решение завершить свои дни на лоне дикой природы, в уединении, он принял давно. Карл позаботился о том, чтобы была написана летопись его правления, поскольку очень хорошо знал, как быстро забывают на земле имена и события. Однако слушать эту летопись отказался, - «Пусть другие читают, когда я умру…».

Ему принадлежит ещё одна фраза: «Счастье – развратная женщина, она ласкает только юношей». Карл уже не мог сесть на коня - приступы подагры довели до того, что человек, проводивший дни и ночи в седле, теперь едва передвигал ноги. Своим последним приютом он избрал монастырь Святого Юста. Карл был так слаб, что всю дорогу к Вальядолиду, где жила королевская семья, его несли на носилках. В городе готовились к торжественной встрече - колокольным звоном, иллюминацией и почестями, но он вошёл в Вальядолид тихо, как обыкновенный горожанин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Ватто Жан-Антуан
Ватто Жан-Антуан (Watteau, Jean-Antoine) (1684-1721 гг.), французский живописец, один из крупнейших художников рококо. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, - "галантное празднество", где изыс ...

Мунк Эдвард
Мунк Эдвард (Munch, Edvard) (1863-1944 гг.), норвежский живописец и график. В 1880-1900 гг. жил во Франции, где испытал влияние постимпрессионизма, в Германии и Италии. Его мировоззрение формировалось под воздействием творчества писателей ...

Демосфен
Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи—отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосф ...