Немного о гитаре

Страница 2

Латинская гитара, инструмент с таким названием был известен в европейских странах Средиземноморья в I тысячелетии н.э. Более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу), латинская гитара, имеет плоскую нижнюю деку. К XII веку она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трёх- и четырёхструнном исполнении (в отдельных её разновидностях число струн было большим). Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами (по мнению Шарнассе, преимущественно пальцами). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

На страницах манускрипта "Cantigas de Santa Maria" мы встречаем множество изображений и других струнных инструментов, в числе которых, наряду с наиболее часто встречаемым лаудом, есть инструмент, который через три столетия, создав свою школу, своих композиторов и свой репертуар, будет символизировать вершину инструментальной камерной музыки "золотого века" Испании, - имя этого инструмента виуэла. Пока это только прототип виуэлы золотого века, иллюстрации манускрипта свидетельствуют, что конструкция виуэлы морфологически более близка лауду, нежели гитаре. Корпус многих инструментов сохранил форму своего прототипа - половинку высушенной тыквы. Средневековая виуэла была и смычковой (vihuela de arco), и щипковой. Для извлечения звука в щипковой виуэле использовали как плектр (vihuela de penola), так и непосредственно пальцы (vihuela de mano), причем во многом виуэла переняла традицию лауда.

Если средневековые виуэла и гитара ещё не утвердились в своём внешнем виде, то лауд демонстрирует большую устойчивость формы, так как имеет более устоявшуюся традицию, хотя, конечно, и лауд, не имея определённой мензуры и тесситуры, в дальнейшем совершенствовался.

Щипковые инструменты средневековой Европы - лютня, прототипы виуэлы и гитары - благодаря своим богатым возможностям, красивому тембру приобрели огромную популярность и в отличие от их современников - конкурентов получили долгую жизнь, этому также способствовала культурная традиция, которую внесли менестрели и хуглары (жоглары и т.п.). Благодаря своей мобильности, - с инструментом можно было придти в гости, можно было музицировать на открытом воздухе или взять инструмент в поход, эти хордофоны получают широкое, повсеместное употребление. Из-за предъявляемых к техническим возможностям инструментов требованиям, на более высокую ступень поднимается исполнительская техника, совершенствуется репертуар и конструкция инструментов, правда, это происходит несколько позднее, под влиянием профессиональных музыкантов, служивших при дворах влиятельных вельмож. Но ничто не вечно под луной - в Европе, после XVII века, виуэлу, а позднее лютню ждали долгие годы забвения.

О том, что в средневековой Европе гитара и инструменты семейства лютневых продолжают совершенствоваться, свидетельствуют приводимые Шарнассе сведения:

"Изображения гитары на миниатюрах свидетельствуют о том, что она бытует также в Англии и германских странах. Характерные черты инструментов, которые были в употреблении, запечатлены в скульптурных изображениях, украшавших большие храмы и готические соборы. Искусство каменного декора переживало в ту пору период своего полного расцвета, и скульпторы часто обращались к образам музицирующих ангелов. Соборы Шартра, Реймса, Страсбурга, Колони, Экзетера, Беверли и многие другие демонстрируют настоящее воспроизведение инструмента в камне. Среди них предпочтительное место занимает гитара. Можно выделить в основном два её вида. Первый, сложной формы, был назван английским музыковедом (М.Ремнант) "листом падуба". Края корпуса этого инструмента своим узорным сочетанием плавных и остроугольных изгибов напоминают очертания листа. У второго вида гитары линии боковых краёв более прямые и ровные. Достаточно простая шейка заканчивается на скульптурных изображениях плоской колковой коробкой, что продиктовано, без сомнения, свойством материала, из которого выполнены эти барельефы.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Искусство нового царства
Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени. Около 17 в.до н.э. Египет был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеват ...

Духовная традиция и некоторые черты искусства Китая
«Сердце должно быть абсолютно чистым, без пыли, и пейзаж тогда возникает из самых глубин его» (Ван Ю). «Краснодеревщик Цин вырезал из дерева раму для колоколов. Когда рама была закончена, все изумились: рама была так прекрасна, словно ее ...

Работы 1530-40-х гг
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уфф ...