Немного о гитаре
По мнению Э. Шарнассе, предысторию гитары надо искать на Среднем Востоке, откуда её прототип распространился по Азии и Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо: "начиная с IX века на западе этой страны европейская лютня называлась китарой"; кроме того, очевидно родство между нефером и первыми щипковыми инструментами, изображёнными в испанских манускриптах. С другой стороны, наиболее архаичный из дошедших до наших времён инструментов, конструктивно схожий с упоминаемым Шарнассе нефером – являтся среднеазиатский тар. Именно название этого инструмента, по мнению Ярослава Кеслера, стало корнеобразующим элементом в названии гитары. Лютня, перенятая арабами у персов, морфологически может вести именно к среднеазиатскому инструменту, но это всё предположения…
В развитии европейских щипковых инструментов нашествие арабов послужило - это касается в первую очередь лютни - фактором связи между
Северной Африкой и Южной Европой; но нельзя исключать и определенного влияния Малой Азии - через греко-романский мир. Однако отсутствие достоверных данных мешает проследить эволюцию щипковых инструментов на протяжении первых веков н.э. Это в первую очередь касается гитары, существование которой, чуть ли не в современной форме, относится некоторыми исследователями аж ко временам царя Гороха.
Знаменитая Штутгарская псалтырь, выполненная, вероятно, во Франции, в скриптории аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ок.830-860гг.), пишет в своей книге "Шестиструнная гитара" Э. Шарнассе, содержит исключительно интересные для нашего исследования миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определённо названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трёх до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра.
Латинское слово cithara, которым названы инструменты в описанной Псалтыри, происходит от греческого слова кифара (χιθáρα). От этого названия, - пишет далее Шарнассе, - образованы такие французские его варианты, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года. Самые близкие к инструментам , изображённым в Штутгарской псалтыри, - которые можно считать предшественниками гитары, в Испании можно обнаружить лишь в X - XI веках. Конструкция их выглядит не столь развитой.
Но музыканты хотят иметь в своём арсенале инструменты с лучшими техническими возможностями, что побуждает мастеров совершенствовать эти инструменты. Всё это происходит в тесной взаимосвязи. Постепенно будет кристаллизоваться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, в свою очередь повлечёт за собой совершенствование его конструкции. Это приведёт к дальнейшему формированию семейств струнных инструментов, в том числе и гитары.
Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. На этот раз важнейшие иконографические документы восходят к Испании.
Два ценных источника дополняют друг друга: замечательное собрание миниатюр и поэма, содержащая, как это ни парадоксально, описание таких инструментов, которые будут введены в широкую практику лишь несколько десятков лет спустя.
Миниатюрами украшена рукопись "Кантиги Святой Марии" (ок. 1250г.), представляющая собой собрание песнопений в честь Девы Марии, которые сочинил или заимствовал из других источников король Кастилии Альфонс Х Мудрый (1230-1284).
Художник запечатлел придворных менестрелей, при этом неоднократно изображаются инструменты, которые Шарнассе однозначно интерпретирует как гитары.
Второй источник, - "Книга Благой любви" знаменитого Хуана Руиса, протоиерея из Иты, - даёт представление об особенностях и применении двух видов гитары - латинской и мавританской:
Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Звук такой гитары достаточно резкий, особенно при использовании плектра. Именно такой инструмент пришёлся ко двору Альфонса Х, хотя на гнусавость звучания жалуются современники, в частности Хуан Руис. Разумеется, это не что иное, как ла-уд с металлическими струнами. Играют на этом инструменте как при помощи плектра, так и с помощью пальцев - в XIII веке смычок выходит из употребления. С этого времени начинают формироваться два различных приёма звукоизвлечения - с помощью защипывания струны или посредством трения о струну в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. К XIV веку конструкция инструмента становится более изящной, струны, которые крепятся к краю корпуса, по-прежнему используются металлические. В способе звукоизвлечения, на этом инструменте, отдают предпочтение плектру, что даёт мавританской гитаре новое европейское название: гитара баттенте (battente).
Это интересно:
Эллинистический этап античной культуры
Этот этап охватывал около трех столетий (с конца 4 в. н.э. до 1 в. до н.э., т.е. до начала завоеваний территории Египта Римом). Он связан с завоеваниями македонского царя и полководца Александра Македонского, который при поддержке греческ ...
Гонения на иконы
Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятой Троицы, - Отца и Сына, и Святого Духа, святых, ангелов и Божиих людей. Но вот в начале восьмого столетия на престол греческой империи вступил Лев III Иса ...
Деловое совещание
Одним из организующих моментов делового совещания является правильно составленная повестка совещания. Это, как правило, письменный документ, рассылаемый заранее участникам и содержащий следующую информацию:
тема совещания;
цель совещани ...