Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе

Статьи » Средневековые струнные музыкальные инструменты » Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе

Страница 3

Считается, что в Византийской империи не была развита инструментальная культура - христианская догматика в музыке открыла доступ только вокальному жанру. Тем не менее, в Византии, культурно связанной с арабами и персами, лютня стала известна очень рано. Её изображение встречается на мозаике пола Большого дворца в Константинополе (прим. вторая половина VI в.). По внешнему виду византийская лютня с грушевидным корпусом и сильно отогнутой головкой с колками не отличалась от восточной. На найденной в Зауралье, близ с. Березова, византийской серебряной чаше с чеканкой, гравировкой и позолотой есть изображение пирующей царицы в окружении слуг, музыкантов, акробатов и танцоров. В оркестр, помимо прочих, входит три лютниста, аккомпанирующие танцорам, и это далеко не единственное свидетельство существования лютни при Византийском дворе.

Но в ряду хордофонов не только ла-уд был знаком музыкантам Европы. Запад не был так уж зависим от Востока в области инструментальной музыкальной культуры. Как было отмечено ранее, по всей территории бывшей Римской империи имелась самобытная музыкальная культура. К сожалению, иконография щипковых инструментов в раннее средневековье плохо поддаётся идентификации. Э. Шанарссе, описывая этот период, особо отмечает рукопись астурийского монаха Беатуса Льебана (VIII век) "Commentaires de l'Apocalypse", содержащую собрание различных толкований Апокалипсиса. Значение рукописи было столь велико, что на свет появились многочисленные её копии, украшенные миниатюрами.

По традиции на них изображались музыканты. В большинстве случаев художники довольствуются повторением уже известных образов, однако некоторые мастера стремятся запечатлеть инструменты, на которых играют их современники. Благодаря этому удаётся обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.

Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Мы можем выявить формирование и распространение определённого типа инструмента, лаконичного в своей конструкции, по общему виду и манере игры напоминающего египетский нефер. Его характерные особенности говорят о начальном этапе развития: струны (три или четыре) прикреплены к полукруглой подставке, помещённой у основания деки, и натянуты с помощью объёмистых колков, вставленных в колковую коробку. Все эти иконографические памятники свидетельствуют о том, что инструменты данного периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Ренессанса "распределятся" между различными видами щипковых - такими как виола, виуэла и гитара.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Дворцы и храмы Ахетатона
Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилон ...

Карлики
Их писали в Испании и до Веласкеса. Изображая шутов, художники, как правило, стремились акцентировать внимание зрителей на их уродстве, на их шутовских атрибутах, показать их как диковинки. Совершенно по-новому понимает свою задачу Веласк ...

"Русская мысль" о Малевиче
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Казимир Малевич в Русском музее". Русский музей, обладающий самой большой в мире коллекцией произведений Казимира Малевича (1878-1935), представил более 100 живописных и 40 граф ...