Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе
Она распространилась далеко за пределы ближнего востока, и лучшие её элементы освоены были на западе Европы - в Испании и других странах. Но в ещё большей степени сами арабы усвоили многие научные и художественные достижения Греции и Египта, Азербайджана и Таджикистана, Ирана и Индии. Правда, это взаимное обогащение происходило в весьма антагонистических формах. В VII - VIII веках арабская феодальная держава (халифат) под знаменем ислама завоевала не только всю Переднюю Азию и Северную Африку, но и поработила хорезмийцев, таджиков, туркменов, захватила Закавказье на крайнем юго-востоке Европы и Пиренейский полуостров - на юго-западе. Переднеазиатские и североафриканские страны были арабизированы, остальные продолжали сопротивляться арабскому владычеству. Но в этих противоречивых и жестоких формах развитие и распространение арабской культуры, а через арабов - культуры и искусства, покоренных халифатом неарабских стран - сыграло свою роль.
Ко времени вторжения Тарика-бен-Сеида в Испанию арабская музыка выработала свой оригинальный тип тематического развития, отчасти уравновешивающий статичность мелодики. Песне предшествует инструментальная интродукция. Это - "сгусток" напева, своего рода формула лада. Тематическое зерно постепенно обрастает повторами-вариантами: орнаментальное кружево заплетается всё гуще и причудливее, усложняются ритмические фигуры, а темп становится быстрее и быстрее. Всё вместе взятое создаёт великолепный эффект расцветания образа, разгорания эмоции. В крупных композициях жанра макама этот тип развития значительно усложнился.
Характерные тембры арабской музыки неразрывны были не только с особенностями фонетики певческого голоса, но и с природой инструментального звука. Не создав своего музыкального театра, арабы зато чрезвычайно развили самостоятельную инструментальную культуру. В игре на барабанах, бубне с богатой и островыразительной полиритмией; на духовых - флейтах, аргулях; в игре на струнных смычковых и щипковых инструментах они достигли тончайшего артистизма. Славилось исполнение на смычковом двухструнном ребабе и на щипковых - танбуре, цитре и лютне (аль-уд) семнадцатиступенного строя. Известны имена многих арабских певцов и инструменталистов начиная с VII столетия. В период династии Омейядов славились Ибн-Айша, Мабад, выдающаяся певица Джамиле. В период Аббасидов (VIII - IX века) - Ибрахим аль-Маусали, создавший не менее девятисот песен; виртуоз на струнных инструментах Зальзаль; музыкант Зириаб, певший на память тысячи песен и усовершенствовавший аль-уд. По свидетельству среднеазиатского учёного аль-Фараби (870-950гг.), лютня пользовалась большим почётом на мусульманском востоке.
Интересные сведения об арабских виртуозах-лютнистах при дворе аббасидских халифов (Ал-Мамуна и легендарого Харуна ар-Рашида) можно найти у арабского писателя X в. Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани: "…Тут Исхак (Абу Сафван) взял лютню, поменял местами двойную струну и струну бамм, струну зир поменял местами с тройной, поместив бамм и тройную вместо струн зир и двойной. Затем ударил по струнам и воскликнул: Пусть поёт любой, кто пожелает! И Мухарик запел под его игру. Исхак играл так, словно струны и не были переставлены: ритм не нарушался, никакой фальши не было слышно…". Или описанный им другой случай, где музыкант играет на заведомо расстроенной лютне - струны спущены, но исполнение происходит безукоризненно - просто арабский Паганини VIII или IX века.
Кордовский эмират, а с X в. халифат, становится крупнейшим культурным центром мавританской Испании, где существовал неизменный интерес к музыке, здесь стремились сравняться с Багдадом, откуда приглашались на постоянную работу музыканты. Так, в 822 году в Кордову приехал знаменитый Зириаб, ставший основоположником т.н. андалусского стиля арабской музыки. Со славой Кордовы соперничают Севилья и Гранада, и не только в области культуры. Политические амбиции не дают покоя правителям. В беспрерывных конфликтах между маленькими испанскими государствами, принадлежавшими к обеим религиям, политические и военные союзы далеко не всегда соответствовали требованиям веры. Даже Сид (от араб. cаид - "правитель") Родриго Диас, испанский национальный герой, во многом приобрёл славу на службе у мусульманских князей и в борьбе против христиан (впрочем, это характерно для Европы в целом, да и не только Европы).
Эта веротерпимость в политических альянсах способствовала проникновению арабской культуры, в т.ч. и музыкальной, в христианскую Испанию. Арабская музыка и поэзия пришлась ко двору многих испанских вельмож. Мавританский аль-уд принял испанское крещение, став лаудом (от ла-уд). Но это ещё не чисто щипковый инструмент, следуя своей фантазии или подчиняясь требованию момента, исполнители использовали при игре пальцы, плектр или смычок. Из Испании лютня распространяется по всей Европе. - В европейскую культуру, где католическая церковь утвердила монополию вокального искусства как "единственно угодного Богу", связанного со "словом-логосом", влилась через арабов инструментальная музыка с высокой исполнительской техникой и богатым содержанием.
Это интересно:
Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
Если роль и язычества и Византии в развитии культуры на Руси, становлении ее государственности обстоятельно изучены наукой, то за Скандинавией осталось все еще много неясного и дискуссионного. Здесь и присутствие на Руси в IX-Х вв. сканди ...
Искусство арабских народов
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средн ...
Основные понятия социологии культуры
Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение.
Лишь человек способен использовать симв ...