Драмы Софокла
Сойдя в Аид, какими бы глазами
Я стал смотреть родителю в лицо
Иль матери несчастной? Я пред ними
Столь виноват, что мне и петли мало!
Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того, что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.
К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии "Эдип в Колоне", поставленной уже после смерти поэта. В этой трагедии показана судьба изгнанного Эдипа. В своих скитаниях, сопровождаемый Антигоной, Эдип достигает предместья Афин. Здесь его, измученного, тепло встречает царь Тезей. За истекшее время Эдип много перестрадал и передумал. На этот раз на его образе развивается тема искупления греха страданием. Просветленный герой приходит к сознанию собственной справедливости вследствие того, что он был жертвой неведения, а позже много страдал из-за невольно совершенных преступлений. Теперь он чувствует себя очистившимся и способным принести благодеяние стране, где найдет последнее успокоение. Последнее обстоятельство открывается и окружающим. Дочь Эдипа, Исмена, приносит весть оракула о том, что вечная благодать снизойдет на ту страну, где Эдипа постигнет смерть.
Сыновья, изгнавшие Эдипа из Фив, начинают склонять его к возвращению. Полиник требует от него также поддержки в борьбе за престол. Разгневанный Эдип отклоняет эти притязания. Он остается на земле Тезея, правителя справедливого и человечного, гостеприимного и бескорыстного. Песни хора прославляют Афины и Колон, родину Софокла. Хор воспевает край, которому покровительствует сама природа, где сосредоточено все самое прекрасное, и призывает богов к неизменному покровительству этой земле:
Явитесь сюда, небожители!
Ныне подайте, молю,
Свою двуединую помощь
Этому краю и всем
Его населяющим гражданам!
(Пер. С. Шервинского)
Таким образом, расмотрение уже ряда трагедий позволяет увидеть, что при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким нравственным законам и нормам. Аристотель в "Поэтике" приводит слова Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими, "какими они должны быть". Примечательна также цельность героев Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе, неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние. Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного, величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице мировой драматургии.
Ведь и по сей день в театрах Москвы, России и всего мира продолжают ставить драмы Софокла. А если ставят, значит людям нравится, люди ходят на спектакли. Значит темы, которые затронул Софокл в V веке до н.э. актуальны и в XXI в уже нашей эры. То есть, творчеству Софокла более 2400 лет. И оно еще живет, ведь столько случилось за это время, казалось все изменилось, да нет не все.
Правильно говорят: ”Смертен человек, искусство - бессмертно”.
Это интересно:
История проектирования и строительства Караван-сарая
Оренбургский генерал-губернатор В. Перовский в своем обращении от 20 апреля 1836 г. к начальникам башкирских и мещерякских кантонов отмечал, что «приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакоf1ког ...
Социокультурное своеобразие восточного христианства
Принятие той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни.
Любая национальная культура заимствует только те элементы других культ ...
Пирамиды
Самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей.
Пирамиды вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие челов ...