Творчество Софокла
Софокл (496-406гг. до н.э.) – знаменитый древнегреческий драматург, автор многочисленных трагедий. Родился в предместье Афин, в Колоне позднее прославленном им в трагедии "Эдип в Колоне". Отец Софокла был владельцем оружейной мастерской, человеком состоятельным, давшим сыну хорошее образование. Рано проявились музыкальные способности Софокла. Известно, что в 480 г. 16-летним юношей он возглавлял хор юношей, эфебов, выступавших на празднике, посвященном победе при Саламине. Таким образом, Саламин своеобразно связывает судьбы трех великих греческих трагиков: Эсхил был участником знаменитого сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид в эти дни родился.
В дальнейшем музыкальные способности Софокла проявились в том, что он сам писал музыку к хоровым партиям своих трагедий, участвовал в подготовке хора. Однако большое уважение современников к Софоклу связано с тем, что его дарования были разносторонни, и он нашел им достойное применение. Так, в течение своей долгой жизни он выполнял ответственные государственные поручения. Известно, что в 443 г. ему было поручено возглавить финансовую коллегию, руководившую поступлением взносов в союзную казну. А два года спустя Софокл был избран в число стратегов. В этой роли он принял участие в походе против Самоса, отпавшего от Афин. По свидетельствам современников, Софокл был человеком сильным, физически развитым и не раз участвовал также в гимнастических состязаниях. Благодаря своему авторитету, Софокл нередко привлекался для дипломатических переговоров. Участвовал он также в дипломатической деятельности. Так, в
411 г. до н.э. уже престарелый Софокл участвовал в работе по пересмотру афинской конституции.
Известно, что Софокл был близок со многими знаменитыми современниками, прежде всего с Периклом. Есть мнение, что падение этого крупного политического деятеля получило свое художественное выражение в трагедии "Царь Эдип", поставленной вскоре после чумы в Афинах в 429 г. до н.э. В кругу Перикла Софокл познакомился также с историком Геродотом, философом Архелаем. Не исключается также его общение с кругом философов-софистов, во всяком случае в трагедиях Софокла ощущаются отклики на их идеи и в ряде случаев полемика с ними.
Авторитет Софокла среди современников был столь велик, что он также в течение целого ряда лет выполнял обязанности жреца при храме аттического бога-целителя, а после своей смерти почитался афинянами как герой (полубог) Дексион.
Эсхил, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н.э., греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя. Эсхил принимал участие в персидских войнах, сражался при Марафоне (где погиб его брат Кинагир). Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). На 471-469 гг. падает первое путешествие Эсхила на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны — Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он умер в Геле.
Сохранившаяся надгробная надпись Эсхила единственным основанием для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл бы творчества Эсхила), и потому эта надпись является важным свидетельством иерархии жизненных ценностей Эсхила.
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Эсхил черпал у Гомера и из эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Эсхил является не мифологическая трагедия Персы (Persai: 472 г.), представляющая собой вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия Финей (Fineus}, третьей — Главк Понтийский (Gloukos Pontieus); за ними следовала сатирическая драма Прометей, разжигающий, огонь (Prometeus Pyrkaeus).
Эврипид – древнегреческий драматург. Родился в 480г. до н.э. и умер в 406г. до н.э., за несколько месяцев до Софокла. Первые пьесы Эврипида были поставлены в 455 г. до н.э., и с этого времени он в течение почти целого полувека был самым видным соперником Софокла на афинской сцене. Успеха у современников он достиг не скоро, и успех этот не был прочным. Идейное содержание и драматургические новшества трагедий Эврипида встречали резкое осуждение у консервативной части афинского общества и служили предметом постоянных насмешек комедии конца V в. до н.э. Свыше двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему лишь пять первых призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии, в период разложения полиса и в эллинистическую эпоху, Эврипид стал любимым трагическим поэтом греков. Популярность Эврипида в поздней античности отразилась на судьбе его литературного наследия. Из 92 драм, написанных им, до нас дошло девятнадцать (В том числе, одна, принадлежность которой к Эврипиду уже в античность, “Рес”), т. е. больше, чем сохранилось произведений Эсхила и Софокла вместе взятых; кроме того, от несохранившихся целиком трагедий дошло большое количество фрагментов, которые в ряде случаев дают представление о ходе действия и идейной направленности соответствующих драм. Древние жизнеописания Эврипида содержат в себе много вымысла: враждебная полемика комедии сопровождалась обычным в таких случаях у греков «злословием» по поводу личности автора: рассказывали о «низменном» происхождении Эврипида, его физических недостатках, несчастной семейной жизни и т. п., и все эти выпады комических поэтов, впоследствии принятые всерьез биографами — собирателями анекдотов, лишены исторической ценности. Столь же мало достоверны рассказы о смерти Эврипида, будто бы растерзанного, по одной версии, собаками, а по другой — женщинами, разгневанными на «женоненавистника». Большего доверия заслуживает другая категория сведений, сообщаемых античными авторами. Они рисуют Эврипида уединенным мыслителем-книголюбом. На острове Саламине, где Эврипид родился, показывали пещеру у моря, в которую поэт удалялся для того, чтобы творить. Он был обладателем довольно значительного книжного собрания, а в V в. это еще было редкостью.
В политической жизни Афин Эврипид не принимал активного участия, предпочитая досуг, посвященный философским и литературным занятиям. Этот непривычный для граждан полиса образ жизни нередко приписывается у Эврипида даже мифологическим героям; так, в несохранившейся трагедии «Антиопа» происходило «состязание в речах» между двумя братьями-близнецами, Зетом и Амфионом, причем первый защищал «деятельную», а второй «бездеятельную» жизнь.
Аристофан, Aristophanes, ок. 445-ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале Пелопонесской войны. А. получил достаточно хорошее образование в Афинах. - Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и сочинял музыку. Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые пьесы он переделывал и ставил вторично, поэтому сложно определит их число точно. Аристофан консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда не выступал против самой демократии.
Это интересно:
Живопись
Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников – И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин. Но законодателем моды стал стиль, получивший наз ...
Организация театральных представлений
Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, ...
Быт
На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говор ...