Древнеяпонская цивилизация

Статьи » Традиционные общества » Древнеяпонская цивилизация

Она не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Своеобразная культура Японии очень молода. В середине 1 тыс. до н. э. на японские острова переселилась группа племен, которым удалось ассимилироваться с коренными жителями островов. Возникновение государственности датируется 3-4 вв. н.э. и характеризуется удивительной однородностью.

С середины 7 в. н.э. в Японии стала укрепляться государственная власть, вводиться новое законодательство, складываться административно-чиновничий аппарат. Экономическую основу страны составляла государственная собственность на землю.

В 7-8 вв. японское государство пытается обосновать идеологически новые институты власти, для чего создаются мифологически-летописные своды "Кодзики" и "Нихон секи". В этих документах вся история Японии была представлена как единство двух периодов: эры богов и эры императоров. Большое значение для духовной жизни имел культ предков и культ Солнца - синтоизм. На государственном уровне культ предков воплотился в культе богини солнца, считавшейся прародительницей правящего рода. Существовали божества-предки и защитники родов, выводивших из них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным местным богам природы. Для того чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, порождаемую поклонением родовым и местным богам, правители стали насаждать с 6 в. н. э. религию буддизма, т.е. религию развитого классового общества. Идеология буддизма помогла сформировать новый тип личности, лишенный родовых привязанностей, привнесла новые нормы общежития. Вместе с идеологией буддизма были приняты и храмы и атрибуты веры.

Период с 4-7 вв. принято называть курганным по типу погребений, в инвентаре которых очень заметны корейские и китайские влияния. Среди предметов погребального культа особое значение имеет пластика ханива (изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, лодок, животных, птиц, воинов, жрецов и т.д.).

Близость Китая оказала влияние на распространение китайской письменности. На китайском языке велись хроники, составлялись законы, в качестве учебников в государственных школах использовались китайские философские и литературные произведения. На китайском языке создавалась и японская средневековая литература. Подобно Китаю японцы создали свой национальный ритуальный театр. Особую роль в японской культуре играл синтез национальной архитектуры и природного ландшафта.

В Древний период истории культуры возникшие восточные культуры заложили основы традиционных обществ, которые до настоящего времени сохранили свои специфические черты. Для традиционных обществ характерны следующие черты:

Преимущественно аграрный способ производства, понимание землевладения не как собственности, а как землепользования;

Сохранение общинного образа жизни и общинного землепользования;

Патронажная система распределения продукта труда в общине (перераспределение земель, взаимопомощь в виде даров, брачных подарков и др., регулирование потребления);

Этническая, клановая, кастовая дифференциация обществ в отличие от поздних индустриальных обществ, имеющих классовое деление;

Сохранение в повседневной жизни сочетаний политеистических и монотеистических представлений, роли предков, ориентация на прошлое;

Это интересно:

Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований
Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-ые годы 20 века благодаря работам В.И.Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура. Изменение социального порядка после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В пуб ...

Славянские реки и формирование культуры
Велико и благотворно было историческое значение славянских рек. Они не только кормили славянина своими обильными рыбными запасами, но они представляли в его распоряжение густую и удобную сеть летних и зимних путей сообщения. Летом реки бы ...

«Капричос» Франсиско Гойи
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романт ...