Культура в годы первой русской революции
Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.
В качестве основных особенностей общественного сознания, духовности и культуры на рубеже XIX - XX веков можно отметить следующие:
понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией. Оно распространено в общественном сознании и среди политиков, и среди художественной интеллигенции. В 1899 г. А.С. Суворин, журналист и издатель газеты "Новое время", записал: "Мы переживаем какое-то переходное время. Власть не чувствует под собой почвы и не стоит того, чтобы ее поддерживать. Беда в том, что общество слабо, общество ничтожно, и может произойти кавардак невероятный";
возникновение пессимистических настроений, чувства наступления конца мира. В переходные периоды это вполне закономерно. Последние десятилетия XIX века и начало века ХХ в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей;
распространение марксизма. Интерес к марксизму в 90-е годы как альтернатива народничеству отмечали многие современники. Через увлечение идеями марксизма прошли многие общественные деятели и ученые (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.). Первую попытку марксистского объяснения истории предпринял М.Н. Покровский, издавший до революции "Русскую историю в самом сжатом очерке". Влияние марксизма сказалось и на "Очерках по истории русской культуры", написанных приват-доцентом Московского университета, лидером партии кадетов Ш.Н. Милюковым;
развитие религиозной философии, отличавшейся глубоким своеобразием и богатством идей. Значительной части научной и художественной интеллигенции были присущи религиозно-философские искания. Это была блестящая страница русской культуры "серебряного века".
Наиболее сильным оказалось увлечение образованных кругов российского общества идеей религиозного возрождения страны и народа. Оно получило название религиозно-философского Ренессанса (см. Терминологический словарь). Основы его были заложены Вл.С. Соловьевым (сыном историка С.М. Соловьева), автором таких работ как "Философские начала цельного знания", "Русская идея", "Оправдание добра", "Повесть об Антихристе". Его система, в основе которой лежали идеи богочеловечества и всеединства, преследовала цель синтезировать философию, религию и науку посредством обращения их исключительно в плоскость духовных исканий и подвижничества. Соловьев задал тон целой плеяде самобытных русских религиозных философов. Среди них Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Г. П. Федотов, И.А. Ильин, С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой.
К 1901 году относится начало Религиозно-философских собраний. Целью их было создание открытого официального общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры. Религиозно-философские проблемы обсуждались также на "Ивановских средах" - квартире поэта-символиста Вяч. Иванова. Поиски "нового религиозного сознания" отражали сложность и противоречивость идейной жизни русского общества рубежа столетий;
развитие космологизма как характерной чертой русской культуры. На почве утраты ощущения единства человека с другим человеком и социальной группой развивается ощущение "внеземного" существования людей. Космологизм становится элементом и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения.
В философии этого периода космологизм оформляется теоретически - он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин);
Это интересно:
Раскол как социокультурный конфликт
Московские государи проявляли большое "своеволие" в организационных церковных делах, назначая на высшие церковные должности или прогоняя неугодных иерархов. Однако чем сильнее была организационная зависимость, тем крепче религио ...
Достижения британской науки
Достижения британской науки в ХХ веке включают фундаментальные открытия в молекулярной генетике (открытие трехмерной молекулярной структуры ДНК) Фрэнсисом Криком (Francis Crick), Морис Уилкинс (Maurice Wilkins), Джеймсом Ватсоном (James W ...
Михайловский замок
Территория ансамбля располагалась на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны верховья реки Мойки, и занимала часть обширной территории Третьего Летнего сада. Здесь, на берегу Фонтанки и ...