Социокультурный смысл русского самодержавия
Рассмотрение самодержавия как феномена культуры, его роли в истории России позволяет сделать следующие выводы:
Вывод 1. Русское самодержавие являлось с самого своего возникновения вполне реальной силой, наложившей сильный отпечаток на всю историю отечественной культуры.
Арнольд Джозеф Тойнби, выдвинувший теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, с полным основанием отнес это социокультурное явление на русской почве к тому типу цивилизаций, которые он в своей типологии называет "универсальные государства". Для всех подобных универсальных государств, доказывал Тойнби, характерны: вера граждан, населяющих империю, в вечность и совершенство установленного миропорядка, в то, что именно он воплощает "землю обетованную", являясь "целью исторического прогресса".
Вывод 2. В российской истории можно отметить несколько фаз основания русского универсального государства, отмеченных именами "основателей": Владимир Святой и Ярослав Мудрый, Иван III и Иван IV Грозный, Петр I, отчасти Николай I, Ленин и Сталин. Создаваемые на разных исторических стадиях развития России варианты универсального государства не столько возникали из общественного хаоса и распада, сколько сами порождали этот хаос "смутного времени" с характерными для него центробежными процессами, экономическим, политическим, идеологическим кризисом.
Так, смерть Ярослава Мудрого знаменовала собой:
начало удельной раздробленности, только что созданного Киевского государства;
разгул опричнины, поражение в Ливонской войне, династический кризис после Ивана Грозного вызвал многолетнюю эпоху Смуты, первой гражданской войны в отечественной истории;
петровские реформы сменила череда дворцовых переворотов, произвол чиновничества, фаворитизм, коррупция, то есть явное перерождение заложенной Петром российской государственности;
правление Николая I завершилось "мрачным семилетием", Крымской войной;
за этим последовала цепь стремительных реформ, последовательно разрушающих имперское стройное целое.
Агония тоталитарного государства, созданного Сталиным, начавшаяся в годы хрущевской "оттепели", продолженная в период горбачевской "перестройки", выразилась в дальнейшем в распаде СССР, локальных межнациональных конфликтах, перерастающих подчас в разрастающиеся очаги гражданской войны, в экономическом, политическом, социальном и идеологическом кризисе, который переживала Россия в конце ХХ века.
Вывод 3. От самых своих истоков русское самодержавие имело характер не абсолютной монархии западного типа (с ее определенным местом в феодально-сословной иерархии, четко определенными законом правами и полномочиями, под сильным духовным контролем иерархов церкви во главе с папой), а восточной деспоти
Сам титул "царь", употребляемый в памятниках древнерусской словесности задолго до того, как царь возник в Древней Руси как социально-политическая реальность, имел три различных смысловых контекста:
как название ветхозаветных персонажей - (царь Давид, царь Соломон);
как традиционный на Руси титул византийского императора ( столица Византии - Константинополь - с древнейших времен называется русскими Царьград);
как именование великого хана Золотой Орды.
Вывод С точки зрения этнокультурной противоречивость русского самодержавия объясняется тем, что в этом социокультурном явлении наложились друг на друга и во многом слились два генетически различных элемента - восточнославянская родовая община, трансформировавшаяся со временем в вотчину, и "кочевая империя" Чингисхана, идеи и принципы которой были органически усвоены в период ордынского ига.
Это интересно:
Демократия
Прежде всего, бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений ...
Искусство Этрусков
Примерно в 8 веке до н.э. Северную Италию населяли этруски. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что учёные до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица з ...
Социально-политическая культура в Новейшее время
Характерными для этого периода явились процессы революционных преобразований социального устройства государств. Абсолютные монархии как формы государственного устройства были заменены либо республиканскими, либо ограниченными конституциям ...