Онтологические взгляды Пикассо в его произведении "Герника"
Характеризуя этапы истории искусств двадцатого века, многие ученые выделяют так называемую эпоху “межвоенных десятилетий”, приходящуюся на период с 1917 по 1945 годы. Для всего того, что было пережито мировым искусством на протяжении этих двадцати-тридцати лет, в иные времена не хватило бы и столетий. В это время оно, как, пожалуй, ни в какой другой период, наиболее сильно испытывает глубокие потрясения, переломы основных онтологических концепций, вовлекается в стремительно сменяющие друг друга драматические события политической жизни.
"В короткие годы, прошедшие от 1917 года Октябрьской революции в России и завершения первой мировой войны в 1918 году до 1939-1945 года - времени второй мировой войны, история мирового искусства пережила чрезвычайные события"[1], которые послужили толчком для изменения нравственных взглядов общества на жизнь, на мир и на его составляющие.
Социальные движения тех лет порождают революционные течения художественного творчества. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитая художественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом и грубым популизмом.
Формирование в межвоенные десятилетия тоталитарных систем и зачатков национализма и фашизма провоцируют зарождение в художественной среде групп протестующих против подобного положения.
Особую остроту приобретает соотношение художественных и политических начал в самом творчестве, и большинство художников в середине двадцатого столетия как вид протеста выбирает стиль авангарда, с помощью которого они и воплощают собственные социально-политические взгляды в художественную форму.
Определить временную границу, свидетельствующую о возникновении авангарда, довольно-таки сложно.
“Известно, что термин“авангард” (от фр. “avant-garde”) был перенесен из сферы политики в область художественной критики в 1885 Т. Дюре в Париже”. С тех пор он широко распространился, имея значение борьбы в искусстве за новое и нетрадиционное. “Авангард претендовал всегда на универсальную переделку сознания людей”; будучи парадоксальным, он не производит готовых формул и не дает определенных знаний, его задача в ином; спровоцировать поиск, создать новый опыт, подготовить их к самым невероятным стрессовым ситуациям и мировом катаклизмам.
Авангард – плод исканий непримиримой интеллигенции, мечтающей о свободе, деятельность группы людей, создающих некие объекты – картины и статуи, отражающие их необычную концепцию понимания мира и бытия. Развиваясь неравномерно, переживая спады и подъёмы, ускользая от предрекаемой смерти, авангард труден для понимания, во многом именно потому, что он запрограммирован на "непонимание" . Однако, это не мешает ему функционировать в обществе, поскольку непонимание чего-либо толкает человека на размышления об этом, на поиск истинны, следовательно понимание мира.
В период эпохи межвоенных десятилетий “ художественный авангард экзаменуется реальными социально-историческими процессами,… которые сообразуют творческую деятельность с жизнью, где отчетливо обозначаются позиции и интересы противоборствующих политических сил, вспышки творчества сталкиваются со строго упорядоченной государственной культурной политикой, а тоталитарные режимы твердой рукой пытаются подавить художественный авангардизм”. Именно потому идейно-художественные смысл и знание того или иного явления искусства находятся в тот период “в точке пересечения идейного содержания, стилевых свойств, социальной природы, национальных особенностей и социально-политической функции художественного творчества”
В своих картинах художники теперь обращают внимание на реальные жизненные факты, связанные, как правило, с политическими актами. Именно такая тенденция прослеживается в творчестве многих мастеров того времени, среди которых особое место занимает Пабло Пикассо(1881 – 1973гг.)
Демократичность настроения или убеждений художников, ощущение драматизма социальной жизни, её исторического движения находят воплощение в искусстве. Понятие о жизни и суждения о ней, реакция мастера на конкретные факты выражается здесь не наглядным образом в самом изображении, но воплощаются опосредованно в художественной теме произведения, содержащего в себе мыслимый, сотворенный, эстетически сублимируемый образный мир. “Именно таким он создается в картинах Пикассо, в которых раскрывается образ страдающего человеческого существа и выражается утверждающее гуманное начало”.
Одним из произведений, ставших своеобразной реакцией на происходящее является монументальное панно Пикассо “Герника”,1937г. Оно - пожалуй, одно из самых экспрессивных произведений художника в эпоху межвоенных десятилетий, где автор пытается создать концепцию понимания современного страшного мира и показать своё представление о бытии.
Эта работа посвящена исследованию “Герники”.
В своей статье “Этапы жизни и творчества П.Пикассо” Роза-Мария Субирана (директор музея Пикассо в Барселоне, консультант ЮНЕСКО, член исполнительного совета Международного союза музеев) выделяет основные периоды в жизни и работе художника.
Это интересно:
Русские ученые о роли природного фактора
Русская природа, по характеристике Ключевского, "при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: ее сравнительно легко вывести из равновесия". Русский же человек, сохраняя "бродячее" отношение к ...
Мир работ
Все это было частью духа Нового Света того времени и сделало из Дали пользующийся спросом товар вне поля деятельности дилеров и художественных галерей. Он уже разрабатывал модели для Эльзы Скьяпарелли. Теперь же он начал изобретать более ...
Ислам и искусство
При анализе исторического взаимодействия искусства и ислама особенно наглядно видна общеисторическая закономерность развития духовной, и в особенности художественной культуры. В этом процессе постоянно сталкиваются, взаимодействуют, взаим ...