Развитие парикмахерского искусства в России
Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена.
В Древней Руси самая распространенная, если не единственная мужскаястрижка, просуществовавшая не один век, называлась “ под горшок”. Обязательным дополнением к ней были борода и усы. За этим следили специальные люди.
С воцарением Михаила Федоровича – первого царя из дома Романовых (XVIIвек) – во внешнем облике царствующих князей сохранялись богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные, волосы средней длины.
Причесыванием в богатых домах продолжали заниматься дворовые люди, они стригли, брили, завивали носпод на мужской половине дома. Городское население пользаовалось услугами брадобреев, которых стали называть цирульниками. Они работали в банях, ноне только стригли и брили – при надобности ставили пиявки, пускали кровь.
С реформами Петра I в России начались решительные перемены и в области костюма и прически. Сначала, по указу Петра в 1698 году, сменили платье на немецкое. Затем всем было велено придерживаться французской моды. В 1701 году петровский указ гласил,. Что все должны, кроме крестьян и духовенства, «надеть кофтаны венгерские не позже как к Масленице», а также сбрить бороды. В 1702 году второй указ строго перечислял всех, кто должен иметь модный покрой европейского платья. За нарушение – огромный штраф. Был введен специальный «бородной знак» – за то, что владелец, заплатив пошлину, отсрочил сбривание бороды еще на время. У городских ворот были выстроены специальные будочки для наблюдателей за выполнением указа. Старинные формы причесок сохранились только в купеческой и старообрядческой среде, а также среди крестьянства. В те годы начали носить парики. Появились специальные модные журналы, руководства, пространно объясняющие, как надо «прибрать свою особу» перед выездом на ассамблею или на бал. В 1762 году «бородные знаки» были отменены. При дворе Екатерины II борода была окончательно изгнана, но ее продолжали носить купцы, городские ремесленники, торговцы, крестьяне.
Оживленная торговля с Европой, проникновение модных течений в Россию помогли созданию отечественного парикмахерского искусства. Еще Петр I приказывал всем придворным надевать парики. Парики привозили из Франции, платили за них дорого, но, чтобы не вызвать на себя гнев царя, все старались обзавестись европейскими новинками. Парики были большие, неудобные, часто вызывали шум в ушах и головную боль.
Столичные парикмахерские в большинстве принадлежали приезжим иностранцам, салоны были богато обставлены: дорогие зеркала в золоченых рамах, модная мебель, на столах журналы из европейских столиц.Создавалась своя клиентура. Особенно знаменитые парикмахеры выезжали на дом к придворным и богатым семьям.
В парикмахерских не было единой установленной оплаты за работу – брали наобум, кто сколько захочет. Конечно, плата во многом зависела от популярности мастера. В открывшемся на Страстном бульваре мужском зале его владелец Артемьев дал первый прейскурант, стоимость работ. В списке назывались цены: например, бритье с одеколоном и вежеталем стоило 10 копеек. Этот мужской зал всегда был переполнен мужчинами среднего достатка.
Работа парикмахеров всегда требует особого чутья и подхода к людям, недаром многих в работе спасал легкий характер и веселый нрав. Русские цирюльники свои лавры добывали кропотливым, нелегким трудом, пройдя с детских лет все ступеньки «лестницы, ведущей наверх».
В 1913 году по городам России стал распространяться «Русский всеобщий парикмахерский журнал», в котором давали рисунки модных причесок, усов, бород, новые методы «маникюры», образцы гребней, заколок, шпилек для дамских причесок. Подробно излагали новости парикмахерского искусства. «Обозрение моды» знакомило читателей с новыми течениями, изготовлением и починкой изделий для стрижки.
Парикмахерское искусство с каждым днем становится все сложнее и многограннее, в нем используются последние достижения современной техники и науки, новые материалы. Инфракрасные лучи стали применять для ускорения окрашивания волос и лечебных процедур.
Сушуары и инфракрасными лампами, оборудованные регуляторами режимов нагрева, таймерами, сигнальными лампами, даже с дистанционным управлением в отличие от обычных фенов сушат по принципу «тепло без ветра».
Это интересно:
«Капричос» Франсиско Гойи
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романт ...
Ритмы древних орнаментов
Древнейшие памятники японского искусства относятся к эпохе Дзёмон. Дзёмон — культура охотников и собирателей VII—I тысячелетий до н. э. Исследователи подразделяют Дзёмон на пять периодов: Архаичный, Ранний, Средний, Поздний и Позднейший. ...
В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской
концепции культуры
Марксистская философия создана великими революционными мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развита В.И. Лениным. История не знает людей, которые оказали бы такое колоссальное влияние не только на развитие духовной культуры, ...