Гармонизация коммуникативного сотрудничества
Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнёрами по общению. Для установления контакта существуют различные методики, одна из которых предлагается И.Н.Кузнецовым.
Эта методика предполагает последовательное прохождение пяти этапов:
снятие психологических барьеров;
нахождение совпадающих интересов;
определение принципов общения;
выявление качеств, опасных для общения;
адаптация к партнёру и установление контакта.
Первый этап. Трудностью 1-го этапа (этапа снятия психологических барьеров) является настороженность и напряженность собеседников, а положительными факторами являются:
частота согласий по темам беседы;
их взаимность и совпадение;
чередование согласий с той и другой стороны.
Признаки 1-го этапа:
паузы после вопросов становятся короче;
начинают преобладать собственные сообщения собеседника, его объяснения и дополнения к уже сказанному;
уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).
Результаты 1-го этапа:
напряжённость начальных отношений сменяется расслабленностью;
сверхконтроль (как результат ожидания воздействий) сменяется наблюдением за развитием отношений.
Второй этап (поиск совпадающих интересов) начинается с выявления "точек соприкосновения", исходных элементов для установления контакта с партнёром: совпадений тем, мнений, оценок, переживаний.
Признаки 2-го этапа:
нахождение одной темы, приемлемой для обеих сторон;
периодический возврат к одной теме;
появление общего фонда слов и выражений;
сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по началу фразы);
поток сообщений приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.
Результаты 2-го этапа:
установление взаимопонимания вызывает желание продолжать общение;
образуются предпосылки для расширения области возможного взаимодействия.
Третий этап (определение принципов общения) заключается в проявлении качеств, информирующих собеседника об индивидуальных принципах общения.
Положительными факторами на этом этапе являются:
предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех;
проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека;
быстрая и положительная реакция на предложенное.
К отрицательным факторам относятся:
изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
демонстрация авторитарных качеств;
попытки анализа предлагаемых качеств;
высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнёром.
Признаки 3-го этапа:
первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
подчёркивание собственных качеств и свойств;
появление повторяющихся штампов поведения;
оповещение о типичных привычках и предпочтениях.
Результатом 3-го этапа становится некоторое общее представление о качествах, которые предлагаются партнёрами для общения, достижением этого этапа должно стать первое "ощущение взаимопонимания".
Четвёртый этап (выявление качеств, опасных для общения) заключается в поиске качеств, которые не выявились на предыдущих этапах, но присущи человеку, а также в определении силы этих качеств относительно всех остальных, степени вероятности их проявления и круга обстоятельств, где они могут проявиться.
Положительные факторы 4-го этапа:
освобождение внимания от установленных качеств партнёра;
отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении;
понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений;
готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.
Отрицательные факторы:
ваше поведение может быть расценено как выведывание качеств;
маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы);
Признаки 4-го этапа:
первое выражение партнёром сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определённых им ранее своих качеств;
явные расспросы;
стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях;
попытки "опережающих возражений";
попытки навязать спор.
Результаты 4-го этапа:
обнаружение новых качеств партнёра;
выяснение привычек, которые являются помехами в общении.
Пятый этап. К началу 5-го этапа уже выявлены главные достоинства и недостатки собеседника, созданы предпосылки для построения доверительных отношений. В ходе 5-го этапа (адаптации к партнёру и установления контакта) наиболее важным становится поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне.
Признаки 5-го этапа:
стремление подчеркнуть общность целей, единство направления;
Это интересно:
Отечественная культура в период тоталитаризма
Социально-политическая культура России. С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой "ласточкой" в этом отношении стала статья К.Е.Ворошилова "Сталин и Красная Армия", опубликованна ...
Высшее образование
Высшее образование британцы получают в колледжах, университетах и политехнических институтах. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 - новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную фина ...
Греческие племена и наречия
Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.
Греческий народ не имел политическог ...