Культурная революция: содержание и результаты
Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е годы культурная революция превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.
В.И. Ленин в работе "Странички из дневника" так определил ее основные задачи:
- ликвидация культурной отсталости и прежде всего неграмотности населения страны;
- открытие простора для развития творческих сил трудящихся;
- формирование социалистической интеллигенции;
- обеспечение господства идеологии научного коммунизма.
Творцами культурной революции были люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в этом одном заключалось глубокое противоречие, ставившее перед властью сложнейшие задачи.
Накануне революции 1917 года 73% населения страны не умело читать и писать. Грамотность среди нерусских народов составляла 0,5-1,5%. 48 народностей вообще не имели письменности. Ликвидация неграмотности в такой ситуации являлась подлинным социокультурным переворотом.
26 декабря 1919 году большевистское правительство принимает декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Он обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. С окончанием гражданской войны в 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности при Наркомате просвещения РСФСР (просуществовала до 1930 года).
Переломный момент в процессе ликбеза ( ликвидации безграмотности) наступил в 1923 году, когда под председательством М. И. Калинина организуется массовое общество "Долой неграмотность" и принимается план-обязательство по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к десятой годовщине Советской власти. Оно действовало совместно с Всероссийским обществом культурной смычки (1924) и насчитывало в своем составе более 1,5 миллионов активистов.
К концу 30-х годов страна получила уже довольно развернутую систему высших и средних специальных учебных заведений, которые могли удовлетворить острый голод страны в квалифицированных специалистах во всех областях науки и техники.
Крупным достижением первой пятилетки была ликвидация неграмотности в стране. Подавляющая часть взрослого населения научилась в ходе специальной кампании писать и читать. За годы первой пятилетки было осуществлено также в основном всеобщее обязательное начальное обучение. В 1939 году по данным Всесоюзной переписи населения количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялось до 90%.
Заметным был рост учащихся в общеобразовательной школе. Увеличился также выпуск специалистов из вузов. К концу 30-х годов в СССР было около 1 800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тысяч, что превзошло уровень 1913 года почти в десять раз. Таковы наиболее общие результаты культурной революции в Советской России.
Это интересно:
«Авиньонские девицы»
Вернувшись осенью 1906 года в Париж после проведенного лета в испанской деревушке Госоль, Пикассо начинает писать «Авиньонских девиц» (см. приложение 6). В начале 1907 года картина завершена.
Перед ними другой новый Пикассо. Он словно пу ...
Особенности и достижения японской живописи
Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соо ...
Архитектура рококо
Рококо возникло в последние годы правления Людовика 14 (1643-1715 гг.), но в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек рококо – это частные дома французской ари ...