Тициан
В Кадоре, на своей родине, Тициан написал картину, на которой изображены Богоматерь и епископ св. Тициан, а также сам художник, коленопреклоненный. В тот год, когда папа Павел III отправился в Болонью, а оттуда в Феррару, Тициан, присоединившись к его двору, написал его портрет, вещь прекраснейшую, а также повторил этот портрет для кардинала Санта Фиоре. Обе картины, за которые папа ему очень хорошо заплатил, находятся в Риме, причем одна из них—в гардеробе кардинала Фарнезе, а другая—у потомков кардинала Санта Фиоре; впоследствии с них было сделано много копий, которые разбросаны по всей Италии. Кроме того, приблизительно в то же время он написал портрет с Франческо-Мария герцога Урбинского, оказавшийся изумительнейшей вещью, за которую Пьетро Аретино его и прославил в сонете, начинавшемся словами:
Рукой искусства древле Апеллес Воссоздал стать и облик Александра
В гардеробной этого же герцога находятся написанные рукой Тициана две весьма изящные женские головы, а также юная лежащая Венера, с цветами и в окружении тонких тканей, написанных с большим искусством и законченностью; помимо этого полуфигура Марии Магдалины с распущенными волосами—исключительная вещь. Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидубальдо II, папы Сикста IV, папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана, императора турецкого; все это—прекраснейшие портреты, исполненные, повторяю, рукой Тициана. В том же гардеробе помимо многих других вещей имеется портрет Ганнибала карфагенского, вырезанный на старинном корналине, а также прекраснейшая мраморная голова работы Донато.
В 1541 году Тициан написал для братии монастыря Санто Спирито в Венеции образ для главного алтаря с изображением «Сошествия Св. Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Дух в виде голубя; так как картина эта спустя небольшое время попортилась, Тициану пришлось после долгих препирательств с братией ее переписывать. Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре. В Брешии он написал в церкви Сан Назаро алтарный образ, состоящий из пяти отделений: в середине—воскресение Иисуса Христа, окруженного несколькими воинами, а по бокам—св. Назарий, Бастиан, архангел Гавриил и Богоматерь, принимающая благовестие . В веронском соборе он написал на дереве успение Богоматери с апостолами, стоящими на земле,— произведение, считающееся лучшей из новейших картин в этом городе. В 1541 году он сделал портрет дона Диего ди Мендоса, который был в то время послом Карла V в Венеции, причем изобразил его во весь рост; начиная с этой прекраснейшей фигуры, он сделал еще несколько портретов во весь рост, что впоследствии стало входить в обычай. Этим способом им написан портрет триентского кардинала в молодости, а также портрет Аретино для Франческо Марколини; однако этот портрет был далеко не столь же прекрасен, как другой тоже его работы, который сам Аретино послал от себя в подарок герцогу Козимо Медич вместе с портретом Джованни Медичи, отца герцога, причем лицо было написано с маски, снятой в Мантуе, когда тот скончался в присутствии Аретино. Оба портрета находятся "в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин. Когда в том же году Вазари находился в Венеции, работая в течение тринадцати месяцев, как я уже говорил, над потолком для Джованни Корнаро и некоторыми другими вещами для общины делло Кампо, то Сансовино, который руководил постройкой церкви Сан Спирито, поручил ему эскизы к трем большим картинам, предназначенным для потолка, с тем, чтобы он их и закончил в масле; однако, так как Вазари скоро уехал, все три вещи были заказаны Тициану, который их блестяще исполнил, поскольку ему удалось с большим искусством достигнуть сокращения фигур снизу вверх. На одной из них— Авраам, приносящий в жертву Исаака, на другой—Давид, отрубающий голову Голиафу, на третьей—Авель, убиваемый Каином, своим братом83.
Это интересно:
Значение творчества Моне
Действильно, картины Моне имели огромный успех. Критики встретили картины Моне с восторгом. Роже Маркс восхвалял "остроту видения, абсолютную искренность и композиционную силу" Моне. А Гюстав Жефруа впал в совсем уж лирическое н ...
Литература, поэзия и театр
Как и многих других народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключе ...
Иконография
Впервые сцена «Поклонения младенцу Христу» была изображена в произведении Робера Кампена, так называемого Флемальского мастера. В первой трети XV века он создает алтарный образ «Рождество Христово»[xix], изобразив коленопреклоненных Марию ...