Эволюция традиционного китайского жилища
Конструктивные особенности древнего восточноазиатского зодчества сохранились до наших дней.
Однокамерная каркасно-столбовая постройка, обычно небольшого размера, со входом и окнами в фасадной торцевой стене, обращенной на юг, является наиболее архаичным и простейшим по плану видом жилища. Новые жилища такого типа теперь попадаются только в необжитых и целинных районах как первый этап строительства новоселов. Двухраздельное жилище развилось в процессе постепенного усложнения горизонтальной планировки простейшего однокамерного жилища, когда жилое помещение стало разделяться перегородкой, впоследствии превратившейся в сплошную стенку. В результату этого разделения на две комнаты, давшего заметные бытовые удобства обитателям дома, возникла необходимость расширения жилища. А это в свою очередь заставило переместить дверной и все оконные проемы из торцевой стены в продольную. Тем самым изменилась и фасадная сторона постройки. Возможно, что такое перемещение было вызвано еще и желанием максимально использовать все преимущества, предоставляемые большей площадью продольной стены. Перенос световых проемов на эту сторону здания давал возможность увеличить их объем и намного улучшить освещение и вентиляцию всего жилого помещения. Кроме того, это позволяло лучше использовать солнечное тепло.
Более сложный комплекс представляет жилище, сложившееся с течением времени в результате роста семьи и увеличения ее благосостояния. Это трехраздельная постройка с входом посредине, через кухню, которая соединяет два жилых помещения, расположенных по одной оси, с западной и восточной сторон. Для нее характерно симметричное расположение жилых комнат по обе стороны от передней (кухни), а также оконных проемов по обеим сторонам входной двери. Встречаются в деревнях (особенно на юге) и различные формы многораздельного жилища, состоящего из нескольких (иногда даже многих) комнат, разделенных легкими перегородками или капитальными стенами. Однако общие черты китайского варианта восточноазиатского типа жилища – каркасно-столбовая конструкция, бесстропильное покрытие, земляной пол, входная дверь и окна на длинной фасадной стороне, обращенной, как правило, на юг, и др. – сохраняются и в этих случаях.
a) В северных провинциях основным видом жилища широких крестьянских масс является одноэтажный дом каркасно-столбовой конструкции со стенным заполнением из различных строительных материалов. При этом стены и каркас часто обмазывают глиной, а двухскатную крышу делают высокой с глино-соломенным или черепичным покрытием.
Вертикальные столбы каркаса на севере Китая являются основой стен, но заполнение последних с этими столбами органически не связано. Промежутки между столбами заполняют заполняют наиболее доступным в данном районе местным материалом: длинными жгутами травы, вымоченной в жидкой глине, саманным, реже обожженным, а иногда и дерновым кирпичом. Если стены не кирпичные, то их промазывают с обеих сторон глиной и делают по возможности гладкими. В лесных районах северо-востока стены нередко делают из горизонтально уложенных тонких бревен или плах, концы которых вставляют в пазы столбов каркаса, а потом стены обмазывают глиной. На северо-западе – в Шэньси, Ганьсу, Цинхае, Нинся-Хуэйском автономном районе – обычна закладка клеток каркаса в два сырцовых кирпича (толщина стены достигает 50 см.); но иногда для устройства стены используют веерное воспомогательное крепление из реек, промежутки между которыми закладываются скатанными вручную глиняными комьями.
Чрезвычайно характерно для Китая к северу от водораздела между Янцзы и Хуанхэ наличие в сельском жилище кухни и теплой лежанки. Кухня в двух – и трехраздельном жилище всегда расположена на одной оси с жилыми комнатами. Из кухни дверь ведет в спальню семьи. Если комнат в доме несколько, то родители занимают восточное помещение, дети же – западное. Значительную часть кухни (в зависимости от числа жилых комнат) занимают располагаемые по углам одна, две или четыре низкие продолговатые печи простейшего типа, со вмазанными чугунными котлами. Тепло от кухонной печи одновременно используется и для отопления жилища с помощью лежанки (кан). Кан расположен под окнами южной стены, а иногда и вдоль северной стены и занимает большую часть площади жилой комнаты.
С северокитайским жилищем тесно связаны и особенности крестьянской усадьбы. Для крестьянской усадьбы Северного Китая типичен незамкнутый, т.е. открытый, двор, по которому разбросаны отдельно стоящие жилые и надворные постройки.
б) В южной половине Китая, т.е. в провинциях расположенных к югу от гор Циньлин и Хуайянь, крестьянское жилище заметно отличается от сельских построек Северного Китая, хотя и относится по основным конструктивным особенностям к тому же типу. Кан на юге, как правило, отсутствует. Центральное место в жилом доме занимает не кухня, как на севере, а парадная комната или гостиная, в которой у задней стены находиться алтарный стол с табличками предков (или фигурами буддийских святых) и в которой происходит прием и угощение гостей. В Центральном и Южном Китае стенные проемы обычно заполняют обожженным кирпичом (сырцовый кирпич здесь неудобен из-за влажного климата). В некоторых районах (особенно в бассейне Янцзы) нередко используют вспомогательное крепление типа косой (ромбической) реечной клетки “фахверка”, которое позволяет произвести закладку в один или полкирпича, сделать затяжку камышом и обмазку или просто завесить стену изнутри и снаружи циновками.
Это интересно:
Византия. Исторический путь развития православия
История поздневизантийского периода (с 8 по 15 век) в целом еще не написана. Это значит, что не осознан и не оценен многовековый этап нашего собственного церковного пути во всей его внутренней сложности, в его «разрывах и связях». Странны ...
О западниках и славяновилах
Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существен ...
Религия и ее функции
Если мифология очеловечивает мир, упорядочивает социальную практику, поддерживает жизненные начала культуры, то религия выводит человека за рамки реальности. В этом состоит их главное отличие, хотя мифология и является непременным атрибут ...