Демократическое направление в журналистике 1860-х годов

Статьи » Значение в русской журналистике политики Александра II » Демократическое направление в журналистике 1860-х годов

Самым ярким представителем являлся уже ранее упомянутый журнал "Современник", издававшийся в эти годы Николаем Ивановичем Некрасовым и Иваном Ивановичем Панаевым (см. статьи "А.С.Пушкин - журналист" и "Русская журналистика 1840-х годов"). Пик популярности журнала пришелся на 1858-62 годы. Самыми заметными в "Современнике" были три Николая: Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Журнал боролся за скорейшую отмену крепостного права и против самодержавия. Но в 1862-м году двадцатипятилетний Добролюбов, любимец читателей, умирает от чахотки, а в 1863-м Чернышевского арестовывают, и журнал угасает с одним Некрасовым во главе. Про него пускают жуткую клевету. И тут случился парадоксальный случай: находившись заточенным в Петропавловской крепости, Чернышевский пишет жестко демократический роман "Что делать?" и его публикуют в "Современнике" из-за недосмотра цензуры! В романе сплошь и рядом призывы к свержению царя, советы революционерам и т.п. И все это было загримировано под видом художественного произведения. Так произошел последний всплеск "Современника", после которого тираж журнала катастрофически падает - с десяти тысяч экземпляров до двух. А в 1866-м году "за вредное направление" журнал "Современник" был закрыт. Наверное, он просто попал под горячую руку, потому что 4 апреля 1866 года у решетки Летнего Сада Дмитрий Каракозов неудачно выстрелил в Александра II, и вся страна была взбудоражена.

Так или иначе, ярчайший пример русской демократической журналистики был закрыт, но помимо него существовало еще несколько изданий того же направления. Одно из них, - это петербургский журнал "Русское слово". Его издавал Григорий Евлампович Благосветнов, однако ведущая роль принадлежала критику Дмитрию Писареву. "Русское слово" боролось против либерализма. Также к демократическим изданиям можно отнести три сатирических журнала: "Искра" (издатели - поэт Николай Курочкин и карикатурист Николай Степанов), "Гудок" (редактор Дмитрий Минаев, поэт, мастер экспромта) и "Будильник" (издатель Николай Степанов). Это были журналы смелых карикатур, ироничных подписей к ним и острых сатирических заметок. Они были созданы за несколько лет до реформы цензуры в России и высмеивали существующий строй. К примеру, возьмем пару карикатур. Первая из них изображала двух людей, идущих с вокзала и несущих деревянный ящик. "Куда бы поставить этот тюк без адреса?" - спрашивает один, на что второй ему отвечает "Да положим где-нибудь в углу сарая". Без одной единственной детали картинка кажется глупой и неинтересной, - без головы в короне, торчащей из ящика. Или возьмем другую , более известную иллюстрацию, состоящую из двух маленьких, в "Искре": на первой из них изображена дверь с надписью "Цензура". В нее входит одетая в элегантное бальное платье с надписью "Статья" прекрасная женщина. Зато на соседней картинке из этой двери выходит полуголая в лохмотьях и почерневших в клочьях волосах та же самая женщина. Для того времени это были более чем смелые рисунки, из-за чего журналы постоянно конфликтовали с цензурой. Ну и последний пример демократической журналистики - это типография Александра Ивановича Герцена в Лондоне. Когда он ездил по европейским странам, ему в голову пришла отличная идея - создать в Лондоне типографию, где печаталось бы то, что в России печатать запрещено. Так появился первый прототип "самиздата" советских времен. В британской столице вышло девять выпусков альманаха "Полярная звезда" в память о декабристах с барельефом пяти казненных на обложке (см. статью "Журналистика декабристов"), популярнейшая в России в результате частых перевозок газета "Колокол" (печаталась с 1857 по 1867 гг. на русском, а в 1867-68 гг. выходила на французском с русскоязычными прибавлениями), а также нерегулярный периодический сборник "Голоса из России". Здесь впервые было опубликовано знаменитое стихотворение Лермонтова "Смерть поэта". Из-за всего того, что он напечатал за границей, популярность Герцена в России была фантастической.

Демократы требовали отмены крепостного права и выдачи крестьянам бесплатных земель.

Это интересно:

Буддизм и культурные достижения Китая
«В чем суть буддизма?» «Пока не постигните, не поймете». Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия. За это время он сильно изменился в процессе приспособления к китайской цивилизации. Однако он оказал огромное воздействие на ...

От античного к средневековому взгляду на культуру
Тускулан - это предместье города Рима, и в своих "Тускуланских беседах" Цицерон впервые характеризует философию как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. ...

Средства невербальной коммуникации
К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: 1. Жестовый контакт, выражающийся в разнообразных формах - толчки, похлопывания, поглаживания и т. п. 2. Дистанция между общающимися. Расстояние между участниками де ...