Эллинизм

Страница 2

Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий. Он правил менее 13 лет (336-323 до н.э.), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам - как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих.

Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города - среди них Пергам, Антиохия и Александрия - оспаривают у Афин пальму первенства. Завоевание персидской империи и Египта привили Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезностъ становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры.

В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре.

Самый характерный пример - создание средствами искусства образа императора, абсолютного монарха,- опыт, давно постигутый иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. Победа Александра над персидским царем Дарием увековечена в картине, известной нам по мозаичной копии, найденной в Помпеях.

Скульптуры Парфенона (ок. 440 до н.э.), установленные во славу греческих военных триумфов, изображали мифологических героев, а рельефы - мифологические сражения. Александр, напротив, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги, а не подвиги мифологических богов и героев. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Картина утверждает априорное превосходство македонского владыки, который представлен предельно просто и лишен какой-либо искусственности. Александр, победивший в битве, изображен без шлема и верхом, а Дарий, хотя он в шлеме и на боевой колеснице, тем не менее проигрывает сражение. До 350 г.до н.э. портрет был мало распространен в греческом искусстве. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека.

Статуи безымянных атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченнный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц - Платона, Аристотеля или Демосфена - прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу. Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую - на вершине собственной усыпальницы. Галикарнасский мавзолей (377 - 353 г. до н.э.) (сам термин "мавзолей" ведет отсюда свое происхождение) стал одним из "семи чудес света". Строительство здания началось при жизни Мавсола, правителя Карии, греческой провинции в Малой Азии, и было закончено после его смерти его женой Артемисией. По легенде, Артемисия выпила прах мужа, смешанный с вином, став живым саркофагом для останков супруга. По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Семиметровая ступенчатая пирамида, на которой была установлена статуя Мавсола, венчала постройку. Плиний оставил его подробное описание в "Естественной истории". В самой идее "приподнятости" царской гробницы на было ничего нового: вспомните египетские пирамиды,- но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах. Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. 200 г.до н.э.,Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу, и (за ней) ее сына Птоломея VI. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей - как Гор, сын богини.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Параматма
Аспект Параматмы очень хорошо описан в Бхагават-гите: " . Да будет тебе известно, Что Я (Кришна) также Тот, кто знает все тела, пребывая в них .". "Везде Ее руки и ноги. Ее глаза, головы и лица, и уши Она имеет повсюду. Так ...

Дом и кров в славянофильской концепции
Дом относится к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании. Эквиваленты славянского слова «дом» древнееврейский «bait» — обозначали широкий круг понятий: к ...

Византия. Исторический путь развития православия
История поздневизантийского периода (с 8 по 15 век) в целом еще не написана. Это значит, что не осознан и не оценен многовековый этап нашего собственного церковного пути во всей его внутренней сложности, в его «разрывах и связях». Странны ...