Славянофильство: идеи и люди
Славянофильство - это первая попытка русской мысли сформулировать, что такое русский человек. Славянофилы - это представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40 -- 50-х годов XIX в. Основной идеей их выступлений было подчеркивание самобытности России и пути ее исторического развития. Главная роль в выработке идеологии славянофильства принадлежит писателям, поэтам и ученым - А.С. Хомякову (1804-1860), И.В.Киреевскому (1806-1856), С.Т. Аксакову (1791-1859), К.С. Аксакову (1817-1860), Ю.Ф. Самарину (1819-1876). В.И. Далю (1801-1872), А.Н. Островскому (1823-1886). А.А. Григорьеву (1822-1864), Ф.И. Тютчеву (1803-1873) и др. Славянофилы стремились к созданию русской философии, отражающей исконно русские духовные идеи. А. Ф. Лосев писал, что "славянофилы выросли на русской почве, они сотворены из русской земли, они наполнены основательным, непреклонным духом земли, они прочно связаны с землей, их нельзя от нее отделить, не повредив их существа".
Подражая духовным писателям Древней Руси, славянофилы видели в религии важнейшее проявление человеческого духа. По складу ума они были философами, так как стремились логически обосновывать свою точку зрения.
Славянофилы действительно искали правду жизни, пытаясь найти ее в достойной для народа философии и религии, а именно - в христианской духовности. Интересно то, что славянофилы, принадлежа к российской аристократии, смело утверждали преимущества коллективной жизни. Им принадлежит идея "соборности", критическое восприятие европейской философской мысли (Р. Декарта, И. Канта, Г, Гегеля). Славянофилы, обращаясь к учениям отцов восточной церкви, пытались соединить философию с христианским богословием православного вероисповедания. Они превозносили духовную культуру православия, признавая добрые задачи человеческой натуры, отбрасывая зло, творимое человеком в этом мире. Славянофилы ностальгически относились к прошлому, чрезмерно идеализируя Древнюю Русь.
Такая идеализация культуры допетровской Руси и резко критическое ношение к реформам Петра I являлась характерной чертой мировоззрения славянофилов. Допетровская Русь при этом рисовалась в качестве некоторой органически выросшей и гармонической культуры, а Петру I ставилось в вину нарушение этого органического развития и привнесение чуждых русским западно- европейских культурных ценностей. В результате государство в возвысилось над органичностью народной жизни и возникла светская интеллигенция, односторонне ориентированная на Запад. При этом под органическими формами народной жизни понимался не что иное, как традиционализм и патриархальность.
Сущность славянофильства. Сущность славянофильства определялась идеей "несхожести" России и Запада, самобытности русского духовно-исторического развития. Они отстаивали идею особого исторического пути развития России. Славянофилы были убеждены, что Запад отличается рационалистической духовностью, заложенной греческой философией и унаследованной католической схоластикой средних веков. Славянофилы считали рационализм обедненной формой проявления духа, а правовые начала в обществе, полагали они, выхолащивают нравственную сущность человека.
Они признавали особый образ жизни в православной и самодержавной России, подчеркивая единение сословий, соборность и моральное доверие между государем и народом. Славянофилы развивали свой официально провозглашенной лозунг:
православия,
самодержавия,
народности.
Их объединяла ориентация на учение православной церкви, верования и идеалы русского народа.
Занимая эти позиции, славянофилы резко выступали против усвоения Россией элементов западноевропейской культуры и, прежде всего, западноевропейских форм политической жизни. Парадокс состоял в том, что, отрицая самые начала культурного устроения Запада, славянофилы считали необходимым (и возможным на русской почве, очищенной от западных влияний) развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительство железных дорог, внедрение машин в сельское хозяйство. Эти проекты чисто европейского свойства сочетались с такими не менее европейскими по своему происхождению требованиями, как создание и развитие влияния общественного мнения, устранение цензурного гнета, установление гласного суда, в котором участвовали бы выборные представители населения, отмена телесных наказаний и смертной казни.
Это интересно:
Публицистика М. М. Щербатова
Наиболее ярким представителем идеологов дворянства являлся уже упоминавшийся князь М. М. Щербатов. Это была колоритная фигура. Богатый ярославский помещик, с гордостью называвший себя «Рюриковичем», прекрасно образованный, владелец большо ...
Социокультурный смысл русского самодержавия
Рассмотрение самодержавия как феномена культуры, его роли в истории России позволяет сделать следующие выводы:
Вывод 1. Русское самодержавие являлось с самого своего возникновения вполне реальной силой, наложившей сильный отпечаток на вс ...
Архитектура строгого классицизма 1780-1800 гг
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок ...