Лексика славянского язычества

Статьи » Лексика славянского язычества

Страница 3

Как много может почерпнуть этимолог из этнографии, можно проиллюстрировать на примере рассмотрения гнезд таких, казалось бы, давно всесторонне разработанных слов, как термины родства, в частности слова баба и дед. Оба слова во всех славянских языках обросли большим числом производных образований. Относительно слова баба в польском языке автор, например, "Slownika rzeczy starozytnych" отмечал: "Zaden wyraz w je,zyku polskim niema tylu znaczen roznorodnych ile baba i babka". Семантика этих производных чрезвычайно пестра и разнообразна: здесь названия и растений, и живых существ (в частности, насекомых), и кушаний, и предметов, относящихся к сельскому хозяйству или быту, есть даже названия облаков и туч. Разобраться во всем этом многообразии, найти мотивацию для каждого слова, исходя только из того, что представляет языковой материал, невозможно. Даже такой маститый исследователь, как М. Фасмер, этимологизируя название растения дедок 'лопух, репейник' прямолинейно толкует: "дедок… от дед - из-за колючек, которые напоминают небритую бороду старика". Но все это, казалось бы, хаотическое нагромождение разрозненных фактов приобретает черты относительной упорядоченности и даже некоторой систематичности (хотя бы в плане очевидного параллелизма семантики производных от баба и дед), как только взглянуть на него через призму этнографии и увидеть в привычных терминах родства еще и названия умерших предков.

Было бы несправедливо утверждать, что отмеченное значение совсем выпало из поля зрения лингвистов: словари, фольклорные тексты фиксируют, например, рус. бабка 'дух предка' (бабки запечные), дед 'домовой' (первоначально 'дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов') и суффиксальные образования в том же значении дедка, дедко, дедушка, дедунька (Филин 7, 330- 332), укр. дiдько 'нечистая сила', блр. дзед, дзедка 'домовой', чеш. ded, dedek то же, словац. dedkovia 'домашние божки, духи предков, охраняющие дом', н.-луж. поспе zedki 'маленькие ночные человечки' и под. Но эти значения воспринимаются исследователями, как второстепенные, глубоко периферийные, что противоречит как обилию и характеру самого языкового материала, так и утверждениям этнографов: последние согласно свидетельствуют о большой роли культа умерших предков у славян-язычников. Н. Н. Белецкая, например, даже полагает, что "культ предков играл определяющую роль в языческом мировоззрении, а также и в генезисе языческой обрядности". Добрым духам предков посвящали первые (и последние) плоди (отсюда названия, например, снопов: рус. баба, бабка, укр. дiд, дiдик и под., для них готовили ритуальную пищу (отсюда названия блюд), верили, что духи предков могут воплотиться в живых существ (ср. рус. бабочка, польск. babka, словен. babucka и под.) и даже в тучи и облака: рус. баба 'мифическая облачная жена, приносящая живую воду, т. е. дождь' (Филин 1, 14), чеш. baby 'тучи', польск. dziady то же.

В этнографическом контексте становится очевидным также, что лопух или репейник назвали дедком потому, что существовал обычай ставить символ доброго духа - сноп этого колючего растения у ворот или дверей избы, хлева, чтобы отогнать чужих, враждебных духов, нечистую силу, - не случайно репейник называется также чертополох, чертогон (ср. и укр. чортополох, польск czartoploch).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Туманный город юности
В начале 1848 года И. П. Чайковский ,выйдя в отставку ,переехал из Воткинска ,где он служил директором горных заводов ,в Петербург . Семья Чайковских была большая. Старшая из детей -Зинаида ,затем шли сыновья—Николай десяти и Петр восьми ...

Риторика и лингвистическая прагматика
Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагмати ...

Интеллигентность как образ жизни и мышления
В противоположность этому, первых европейских интеллигентов объединяли не профессиональные обязанности и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, филос ...