"Русская мысль" о Малевиче

Статьи » "Русская мысль" о Малевиче

Страница 2

Утверждая принципы самодостаточной живописи, разрушая существовавшие до него понятия о перспективе, "верхе" и "низе", вводя собственные законы "существования материи" внутри супрематического произведения, Малевич перешел в область чистой абстракции. Однако ее основоположнику так и не удалось "зарезать искусство, уложить его в гроб и припечатать "Черным квадратом", как заметил И.Клюн. В конце 20-х — начале 30-х Малевич вернулся к фигуративной живописи, заодно подвергнув ревизии хронологию собственного творчества.

Стремление как бы пройти путь заново отразилось в цикле произведений, созданных с осени 1927 по 1932 год — варианты ранних композиций или оригинальные полотна в духе неопримитивзма и постимпрессионизма. Отдельную группу составляют экспонировавшиеся на выставке 1929г. картины "второго крестьянского цикла", в которых получила развитие всегда волновавшая его тема "Человек — Вселенная". Завершением поисков в области "метафизической" живописи стало "Сложное предчувствие" — образ "голого человека на голой земле".

Около 1932г. в живописи Малевича наступил перелом. Не случайно именно этой датой он сам "закрыл" целый этап своей творческой биографии, написав об ощущении пустоты. Возможно, появились горькие предчувствия в связи с постановлением ЦК ВКПб "О перестройке литературно-художественных организаций" и в связи с тем, что на выставке "Художники РСФСР за 15 лет" большую часть его произведений в экспозицию не включили. Впрочем, его связь с подступающей страшной реальностью тоталитаризма была и противоречивее, и сложнее.

Малевич, всегда стремившийся к внеличностному, надличностному в своих отрешенных от всего земного, "очищенных от человечины" образах, безликих фигурах и торсах, вдруг вернулся к традиционному портрету. Он всегда принадлежал к тем художникам, которые не столько отражают эпоху, сколько создают ее. Творцом, так сказать, диктующим миру свой закон, изобразил себя художник в последнем автопортрете 1933 года, который завершает выставку в Русском музее.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Пикассо – скульптор
Существует общая тенденция оценивать искусство Пикассо почти исключительно в свете его живописи, придавая его работе над скульптурой лишь второстепенное значение и рассматривая ее чуть ли не как хобби художника. Однако же по его скульптур ...

О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
Название "постмодерн", или "постмодернизм", достаточно условно и само по себе мало о чем говорит. Поэтому его анализ очень часто начинают с оговорки относительно неопределенности понятия "постмодерн" и непроя ...

Разное видение и понимание «Гостеприимства Ааврама»
«Троица» Феофана предстает перед нами не как своеобразный философский трактат о сущности божества и веры, запечатленный в «Троице» Рублева, не как бытовая сцена, столь знакомая нам по русскому искусству XVI— XVII веков, а как своего рода ...