Архитектура Санкт-Петербурга

Статьи » Архитектура Санкт-Петербурга

Страница 5

Эстетичиские и градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсового поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербургского ампира и предвестником эклектики был Огюст Монферран – автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.

В 1833 году разработали “Положение о размещении и устройстве частных заводов в Санкт-Петербурге”, что защитило центральные районы города от внедрения в них промышленных строений, лишенных художественное выразительности. В 1844 году была установлена предельная высота зданий над уровнем земли, которая не должна была превышать 11 сажен. Такое решение имело исключительно плодотворные результаты для сохранения единства масштаба и сложившегося силуэта. Высота дома не могла быть большей, чем ширина улицы, что также имело позитивное значение, предопределившее пространственную четкость городских перспектив.

Вторая треть XIX века отмечена несколькими существенными градостроительными решениями. Архитектор Александ Брюллов, построив Штаб гвардейского корпуса, усилил архитектоническую завершенность Дворцовой площади. Архитектор Николай Ефимов возвел на Исаакиевской площади два симметричных здания для министерств, фланкирующих подобно пропилеям ее главную часть, где установлен памятник Николаю I, спроектированный Монферраном.

Использование композиционного приема пропилей в виде зданий, близких по решению, симметрично поставленых по сторонам предмостовых участков, стало характерным для градостроения этого времени. Были построены парные здания по сторонам продленного до левого берега Невы Литейного проспекта, на берегу Мойки у начала Благовещенской улицы (ныне Труда), образованной фасадом этих зданий. До Невского проспекта дополнительным Надеждинским участком продлили Шестилавочную улицу – получившую общее название Надеждинская (ныне ул. Маяковского).

1830-1850 годы отмечены возведением домов с различными башенками, бельведерами, шпилями, флюгерами, которые возвышались над регулярным уровнем зданий, умножая высотные акценты и разнообразив силуэты и перспективу улиц. Это явилось одним из проявлений расширения палитры стилистических, конструктивных, декоративных приемов, которые были вызваны новыми функциональными требованиями. В своих поисках архитекторы обратились к общечеловеческому художественному наследию, выбирая наиболее привлекающие их исторические стили. Период, охватывающий 1830-1860 годы, определяется как ранний этап петербургской эклектики.

Крупнейшей фигурой среди петербургских зодчих середины XIX столетия, бесспорно являлся А.И. Штакеншнейдер – мастер масштабных и оригинальных решений, широко эрудированный, прекрасно чывствовавший ансамблевость. За тридцать лет неустанной деятельности, начиная с 1830 года, он выполнил проекты десятков построек разных типов в Петербурге и его пригородах, создавая безупречные стилизации в духе античности, ренессанса и барроко, русского народного зодчества и готики.

Крупнейшие строения, связанные с деятельностью А.И. Штакеншнейдера – это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, ансамбль Николаевского дворца (дворец Труда), определивший композицию прилегающей площади, дворец Белосельских-Белоозерских, вошедший в ансамбль Невского проспекта и набережной Фонтанки, Ново-Михайловский дворец, вписанный в ансамбль Дворцовой набережной.

Значительным творческим явлением петербургского зодчества были талантливые произведения Константина Тона. Это знаменитая пристань с древнеегипетскими сфинксами на правом берегу Невы, здание Московского вокзала, где тактично использованы мотивы архитектуры Возрождения, которое стало доминантой Знаменской площади (Восстания). С большим пониманием Тон обратился к самобытному древнерусскому творчеству, создав впечатляющие произведения – церкви и храмы, украсившие Петербург.

В 1830-1860 года в Петербурге трудилась значительная группа высококвалифицированных профессионалов, произведения которых отмечены несомненной одареностью и высокой архитектурной культурой: Франц Руска, Викентий Беретти, Александр Штауберт, Смарагд Шустов, Авраам Мельников, Альберт Кавос, Гарольд Боссе, Николай Бенуа, Александр Кракау, Ипполит Монигетти. Созданные по их проектам или при их участии здания различного назначения органически вошли в ткань ансамблей центральных районов, играя существенную композиционную и художественную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Демосфен
Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи—отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосф ...

Архитектура первой половины XVIII века: барокко
Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробив ...

Основные этапы творчества
В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа: 1) 1904-1928: время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями; 2) 1928-1947: период программного сюрреалистич ...