Репин Илья Ефимович

Страница 1

Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М.Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864). В период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее "четвергах". О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д.В.Каракозова перед казнью. Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими "программами" религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и его друзья" (1869, ГРМ), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к экзамену", 1864, ГРМ), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В.Е.Репина (1867, ГТГ), матери (1867, Национальный музей в Праге), Г.Д.Хлобощина (1868, ГРМ) и др. В портрете В.А.Шевцовой, невесты художника (1869, ГРМ), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых отношений. Выдающимся произведением явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871, ГРМ), за которое автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной - "Бурлаки на Волге" (1870-1873, ГРМ), сразу же при своем появлении прославившей имя художника. В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. "Французы совсем не интересуются людьми, - замечал он. Костюмы, краски, освещение - вот что их привлекает. . .". За границей написаны "Парижское кафе" (1875, частное собрание, Стокгольм), "Садко" (1876, ГРМ; за эту картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году в Чугуеве написан портрет-картина "Протодьякон" (ГТГ). В этой работе уже намечена та характеристика духовенства, которая придала особую социальную остроту картине "Крестный ход в Курской губернии" (1883, ГТГ) - произведению, с редкой для живописи многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню. С 1878 года Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С конца 1870-х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены картины "Арест пропагандиста" (1878, ГТГ, поздний вариант там же), "Отказ от исповеди" (1880-е гг., ГТГ), "Не ждали" (1884, ГТГ). Переломные моменты, значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна: "Царевна Софья" (1879, ГТГ), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ), "Запорожцы" (1891, ГРМ, вариант - в Харьковском музее). В 1870-е годы стало общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов: М.П.Мусоргского (1881, ГТГ; исполнен за несколько дней до смерти композитора); актрисы П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ); В.В.Стасова (1883, ГРМ; исполнен во время совместной поездки в Западную Европу); Л.Н.Толстого (1887, ГТГ) и др. К образу Толстого художник обращался неоднократно. Остановимся подробней на картине «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года».

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Витраж
Хотите, чтобы мир стал веселым и радостным? Возьмите желтое стекло и посмотрите сквозь него. А мрачным и тревожным? Тогда подойдет фиолетовое или темно-красное . Когда-то, много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительну ...

Сюжеты древнерусской живописи
В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Дре ...

Базовая связь
Итак, за время беременности традиция целенаправленно формирует у женщины определенное мировосприятие, которое ассоциируется со статусом матери (бабы) и материнством вообще. Составной частью этого мировосприя-тия было блокирование деструкт ...